«Если это произойдет — я понимаю, что г-жа Калниете из «Единства» будет очень рада! Но вряд ли это поможет прекратить войну на Украине. Вряд ли это спасет чью-то жизнь. Боюсь, произойдет обратное.
Война с памятниками, которая сейчас началась в Латвии — это, во-первых, прекрасный способ пропиарить себя пронационалистически настроенным партиям (а таковыми сейчас стали все!). Янис Домбрава (Национальное объединение) на одном из последних заседаний Сейма открытым текстом сказал, что он аплодирует стоя всей правящей коалиции, потому что у него ощущение, что все депутаты из правящей коалиции вступили, наконец-таки, в Национальное объединение, и принимаются решения, о которых совсем недавно НО могло только мечтать.
И если мы говорим о том, что все люди сейчас переживают, чтобы никого не убивали, чтобы война не пришла в наш дом, то, что происходит вокруг памятников — я бы сказала, только способствует усилению напряженности, вводит всех людей в Латвии, абсолютно миролюбивых, независимо от национальности, в стресс, в идеологическую войну, что на руку только... отошлю к цитате Ояра Спаритиса, который вчера вышел из рижского Совета по памятникам: это будет «вульгарное политиканство»!
И вторая цель, которая достигается войной с памятниками — это отвлечь жителей Латвии от грядущего экономического, энергетического кризиса. От того, что растут цены на продукты, на отопление, на всё остальное.
По поводу того, что прозвучало насчет Огре, где власти стали пионерами по сносу памятников — во-первых, памятник памятнику рознь. Там речь в основном о памятных камнях, где упоминается какое-то событие, связанное со Второй мировой войной — но я просмотрела список того, что собираются снести в Огре, а там один из памятных камней, мемориальная плита, содержит всего одну фразу: «В память жертв Второй мировой войны».
Эта плита там стоит на месте, где в частном доме солдаты вермахта сожгли членов партизанского Одзиенского отряда и их сторонников их числа гражданских жителей. Их всех арестовали, согнали в этот дом и сожгли. И именно на месте этого дома была установлена эта плита.
Поэтому если мы говорим о подходе, что, мол, охранять надо только те памятники или мемориальные плиты, которые установлены на могилах — так вот, вы хотите снести этот памятник, а он — памятник на могиле. Просто останков не сохранилось, потому что людей сожгли.
Поэтому — еще раз: это вульгарное политиканство, которое не является ничем другим, кроме как идеологическим предвыборным ходом для абсолютно всех уровней! Начиная с господина Хелманиса, который представляет всё то же Национальное объединение и, возможно, будет баллотироваться в Сейм — до Сандры Калниете, которая уже загодя готовится к выборам в Европарламент через два года.
А она славится своими символическими шагами — платье она сожгла оранжево-черное, ну а теперь, видимо, хочет войти в историю... Может себе там поставить памятник: «...снесли благодаря Сандре Калниете», — вперед!»