Открывает улицу достопримечательность, тоже построенная в советское время, - высотная гостиница Radisson Blue Hotel Latvija, а когда-то – «Латвия». Это был долгострой, о котором в свое время ходили анекдоты. Например, такой. Когда назойливые иностранные туристы поинтересовалась у гида, что это за объект напротив памятника Ильичу, он, не моргнув глазом, ответил: «Где? А вчера его еще не было!»
"Латвия» была известна своими барами и ресторанами, в которых пели лучшие местные исполнители - Нора БУМБИЕРЕ, Жорж СИКСНА, Ояр ГРИНБЕРГ, Валентина ДИОРДИЕВА... Здесь же раз в год профессиональное жюри оценивало программы латвийских ВИА (вокально-инструментальных ансамблей, если кто по молодости лет не в курсе), выступавших в ресторанах Риги и Юрмалы.
Сохранилось много старых фотографий с видом этого же квартала в царскую эпоху и в первое послевоенное десятилетие. На месте гостиницы были культовые рестораны - «Эспланаде", «Молочный», «Москва». До войны в «Молочнике» не было алкоголя - одни безалкогольные молочные коктейли, отсюда и название заведения.
Само здание - деревянное, двухэтажное - построили еще в конце 1850-х. Хозяева были в Риге людьми известными - наследники Анны ВЕРМАН, основавшей знаменитый городской сад. Ее сын Кристиан не меньше сделал для блага города. Открытие нескольких крупных промышленных предприятий в Риге и Лифляндии связано с его именем.
В этом доме жили Виктор Васильевич ТИХОНОВ и Раймонд ПАУЛС.
В 1950-е на балкончике дома, на втором этаже, дежурил милиционер - следил за порядком у памятника Владимиру ЛЕНИНУ. Некоторые посетители кабачка называли милицейский пост - «у веселого Ильича"...
Самое интересное довоенное здание Базницас - на углу с Дзирнаву - бывшая типография Rота и редакция знаменитых рижских газет: довоенной «Сегодня» и послевоенной «Советской молодежи». Сами редакции находились на Дзирнаву. Здесь работали лучшие перья русской журналистики Латвии - довоенной и советской: Петр ПИЛЬСКИЙ, Георгий ГОНЧАРЕНКО-ГАЛИЧ, Петр ВАЙЛЬ, Илан ПОЛОЦК, Людмила ШВАРЦ.
Здание редакции проектировал известный рижский архитектор - Сергей Николаевич АНТОНОВ. А вот у бывшей типографии, с башенкой, уже другой автор – Алфредс БИРКХАНС. Без его пробивных возможностей здание вряд ли бы увидело свет: в историческом центре запрещалось строить каменные здания выше шести этажей, или 21,3 метра. Биркхансу удалось пробить фантастическую для того времени высоту - 48 метров.
Впрочем, заказчики не случайно поставили на него – автор проекта одновременно был директором Строительного управления. Здание считается самым высоким сооружением довоенной Риги.
В 1938-м газета BrIva Zeme писала: «Строится самый высокий дом Риги. Десятый этаж будет завершаться платформой, на которой поднимется смотровая площадка…»
На отрезке между Дзирнаву и Лачплеша - памятный объект советской эпохи, о котором в современных публикациях редко пишут, – Дом культуры МВД. Но в историю советской Риги он вошел не сюжетами о досуге милиции, а… танцплощадкой. Здесь была одна из двух самых известных в городе – в народе именовавшаяся «Магадан».
Вторая прописалась в Клубе работников автотранспорта в Кировском парке (сейчас Верманском). В народе ее звали «Баранка".
А у Дома культуры на Базницас была еще одна ниша - тут открылся один из первых в Риге клубов книгообмена. Официально книги можно было менять, хотя больше продавали. Покупали и сами работники ОБХСС, которые часто наведывались сюда. Иногда для проформы кого-то задерживали – кто слишком много продавал.
Высотный дом с башенкой на Базницас в 1939-м.
Среди книголюбов бывал и Валентин Саввич ПИКУЛЬ. Известного писателя интересовала историческая литература, а редкие книги он иногда выменивал на... собственные - они тогда были дефицитом...
Одно из знаменитых рижских зданий 1970-х – «Рига модес». Оно, разумеется, на Бривибас. А с тыльной стороны, с Базницас, к нему примыкало здание, которое высоко ценили любители рижских бань. Это была одна из лучших бань в городе. Называлась она «Люкс", но завсегдатаи звали ее «Кригера», по фамилии первого хозяина, открывшего заведение еще в царское время. Тут были римская баня, турецкая, греческая, изразцовые плитки на стенах.
Художник Артур ДИМИТЕРС вспоминал, что, расслабившись, можно было привести в порядок и внешний вид – тут же была парикмахерская. А еще отдельный номер с кушеткой и белой простынкой, куда приносили пиво….
Венчает же улицу жилой дом, построенный в 1970-е по проекту Модриса ГЕЛЗИСА, – на Базницас, 41/43. Вашему автору довелось там побывать в 2000-е - в гостях у бывшего министра культуры Латвийской ССР Владимира КАУПУЖА. Дом тогда уже не казался чем-то особенным. Да, много комнат, хорошая планировка квартир, отличный район, но в это время появились куда более престижные многоквартирные жилые дома. Не случайно самые деловые «слуги народа» ушедшей эпохи к тому времени съехали из него.
А в 1970-е это было «что-то с чем-то». Тогда в народе говорили, что видели Раймонда Паулса, выходящего из подъезда этого дома, Виктора ТИХОНОВА. Сейчас это неоспоримые факты — здесь жили и Маэстро, и знаменитый тренер. В 2016-м на доме появилась мемориальная доска, посвященная выдающемуся хоккейному специалисту. Спасибо тогдашнему президенту федерации хоккея Латвии Кирову ЛИПМАНУ - инициатору установки доски.
Мемориальная доска выдающемуся тренеру.
Вряд ли кто станет спорить, какой вид спорта в Латвии сегодня самый любимый, - хоккей. А его становление здесь связано с человеком, который жил в этом доме и принял рижскую хоккейную команду, когда она плелась в низшем дивизионе чемпионата СССР. А через годы поднял ее до уровня лучших команд страны, вырастил хоккеиста, который стал знаменит и в стране, и в мире - Хелмута БАЛДЕРИСА. И все это сделал варяг, коренной москвич Виктор Васильевич Тихонов, не побоявшийся сменить тренерскую скамейку в прославленном московском «Динамо» на умирающий хоккей Риги...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива