Вот примеры бизнеса по–латвийски из разных сфер.
На днях ваш автор был в Риге на ночном рынке. В основном – овощи, фрукты, у нескольких торговок — домашние сыры. Большие, круглые, с тмином, по 12 евро за килограмм. Народ подходил, интересовался ценой и, покачав головой, шел дальше. Дорого! Тем более для ночного рынка, куда приезжают как раз за дешевыми продуктами.
Фермеры возразят, что это домашняя продукция из очень качественного молока, поэтому и стоить должна соответственно. Однако почему–то в соседней Литве домашние сыры – творожные — ничуть не хуже (скорее лучше), а стоят дешевле. Да и на полках наших торговых сетей есть неплохие творожные сыры в районе 8 евро за кг.
Вашему автору скажут, что там — фабричное производство. Правильно. Но у предприятия и затраты выше, чем у фермера! Ему еще и зарплату нужно платить работникам, да и магазин, который берет продукт, как минимум 30% забирает себе. У фермера подобных расходов нет, он продает товар напрямую. И при этом держит высокую цену...
Картинка с ночного рынка – не исключение. Нечто похожее — продуктовые ярмарки в Риге, в регионах. Максимальные цены, и к тому же минимальная возможность дегустации. Разве что у торговцев из Литвы или Эстонии. Стоит ли удивляться, что у них больше покупают?
За суп – 12 евро!
Был летом в кафе на окраине Сигулды. Заехали в садоводство и решили перекусить в кафе напротив. Стоимость одних только первых блюд шокировала — 12 евро! На недоуменный вопрос вашего автора хозяин, который был тут же, сказал: «Я же должен работникам платить!»
Но ведь есть и другая возможность – снизить цены и увеличить оборот. Почему–то многие местные предприниматели, фермеры не идут по этому пути, а стараются выжать по максимуму из покупателя. Не случайно продукты их залеживаются, а в кафе и ресторанах (как и в том, что под Сигулдой) – полупустые залы. На заезжих россиян, как когда–то, сейчас рассчитывать не приходится. Тем более делайте выводы!
Впрочем, есть примеры другого рода. В одном из кафе Цесиса во время туристического сезона в любой день – очереди. Оно особо не рекламируется в путеводителях. Там сообщают о других кафе – в центре. В них в основном питаются туристы, гости, а в первом – местные и те, кто знает об этом заведении. Цены там ниже, качество – отличное. Кстати, если приезжаете в другой город — спрашивайте у местных, куда бы они посоветовали сходить поесть. Реклама в социальных сетях зачастую расходится с реальностью...
Дороже Рима, Парижа, Барселоны
Пару лет назад многие латвийцы повернулись лицом к родной стороне – обстоятельства вынудили. Из–за коронавируса почти не осталось стран, куда можно было выезжать, а потом возвращаться без самоизоляции. И сейчас многие по привычке продолжают отдыхать в латвийской глубинке. Наведываются туда и осенью – на уик–энд.
Казалось бы, провинциальные гостиницы, усадьбы, музеи должны подстраиваться и пользоваться моментом. Естественно, предоставляя льготные цены. А что на самом деле?
Знакомые рассказывали, что в какой–то усадьбе в Видземе с них попросили 150 евро в сутки за двоих! Даже в хороших отелях Парижа, Рима, Барселоны цены так не взвинчивают, хотя их сервис и уровень не сравнить с видземской «муйжей».
Не так давно литовские коллеги сопоставили цены на отдых в отелях Паланги и Испании – в Каталонии. И оказалось, что даже с ценой билета на самолет до Барселоны отдых там получается дешевле, чем в наших краях. А если еще сравнить климат и температуру морской воды здесь и там, то выбор, понятно, не в пользу Балтийского побережья. Кстати, то же самое, о чем писали литовцы, относится и к Юрмале. Причем дороже, чем на курортах Испании, не только гостиничный отдых, но и цены в кафе, магазинах. Вот же богатая мы страна...
Другой пример. Стоимость билетов за посещение провинциальных музеев, парков, замков тоже все время идет вверх. И хорошо еще, когда есть что смотреть – достойное, интересное место. Но вот взять, к примеру, один из замков в Видземе. Еще пару лет назад там была психоневрологическая лечебница. Она съехала, однако помещения не приведены в порядок – ни полноценных экспозиций, ни ремонта. Между тем вход в замок стоит 4 евро, а экскурсия — до 30! Причем на латышском – 20, а на «иностранных языках», куда входит и русский, – 30.
То ли организаторы полагают, что люди, говорящие на русском, сплошь крутые бизнесмены, то ли гидам так неприятно говорить на языке Александра Сергеевича ПУШКИНА, что за это предлагается выкладывать больше, чем за экскурсию на латышском.
Конечно, музейные комплексы, усадьбы нужно содержать, но не за счет же подобной тупой политики. Тот, кто один раз к вам пойдет и поймет, за что отдал деньги, ни в какую больше не вернется. И еще расскажет об увиденном знакомым, поделится в социальных сетях...
Учитесь у Беверины!
А ведь есть другие возможности сделать любой объект, пусть и формирующийся, более привлекательным.
Например, в том же Видземском регионе — в Беверине — создали удивительный парк. Ничего похожего нет ни у нас, ни в Литве, ни в Эстонии. Необычные аттракционы, сказочные городки, игры, одинаково нравящиеся и детям, и взрослым. Неудивительно, что здесь почти всегда полно людей. При этом входной билет – по вполне демократичной цене. Впрочем, это как раз тот случай, когда денег не жалко. Поэтому сюда народ продолжает приезжать, делится информацией со знакомыми. Что еще надо, чтобы заведение развивалось?
Все ближе время рождественских базарчиков. Надеемся, в этом году они будут такие же нарядные, разнообразные, как во времена «русской Рижской думы». А фермерам, индивидуальным торговцам и предпринимателям, которые будут встречать народ на зимних рынках, нужно построить работу так, чтобы потом не пришлось жаловаться: люди все хуже покупают продукцию. Сделайте так, чтобы ее покупали лучше: умерьте аппетиты! И избавьтесь от психологии: «Выжмем по максимуму, зимние рынки быстро проходят».
И не забывайте, что тот, кто однажды разочаровался в поездках по «любимой Латвии», второй раз не поедет в места, где однажды обжегся. Поэтому именно сейчас у предпринимателей в провинции, связанных с приемом туристов, отличная возможность сделать так, чтобы гостям, в том числе местным, захотелось к вам возвращаться снова...
Илья ДИМЕНШТЕЙН