- Некрасивая ситуация вырисовывается с выборами ректора Латвийского университета. Предыдущий ректор Индрикис Муйжниекс на выборах, хоть и с минимальным перевесом голосов, но победил. Осталась вроде бы формальность - утверждение правительством. Но не тут-то было, министр образования Шуплинска (Новая консервативная партия) против. Конфликт разрастается, стороны обмениваются залпами грязи. И вот уже Муйжниекса пытаются сделать чуть ли ни главным виновником плачевного состояния высшего образования в нашей стране.
Скажу сразу: как когда-то ученому и выпускнику того же ЛУ, мне много что не нравится из происходящего в университете. В первую очередь, стагнация. Но не у них единственных. И кто в этом виноват?
Факт. Высшее образование в Латвии находится в плачевном состоянии – причем, уже давно.
Иллюстрация: так называемые «рейтинги». Согласно наиболее влиятельным, ни один из латвийских вузов не входит даже в мировой топ-500. Тот же Латвийский университет - ниже 800 места. А вот эстонский Тартусский университет туда входит - он аж на 321 месте. Насколько в этом вина руководства ЛУ?
Дураку ясно, что за качество надо платить. Так вот, у нас финансирование составляет всего 0,6% от ВВП (данные 2017 года). Значительно ниже той же Эстонии. И кстати, это является нарушением закона о вузах, согласно которому финансирование не должно быть меньше 2% от ВВП. В результате официальная зарплата доцента университета меньше зарплаты учителя в хорошей школе Рижского района.
Далее, рейтинги на две трети состоят из оценки научной деятельности вуза. Но государственное финансирование науки - сущий мизер. Согласно закону о научной деятельности, оно должно быть не менее 1% от ВВП. Но на деле базовое финансирование государством науки составляет всего 0,13%. То есть, и здесь законы вопиюще не выполняются. Причем, даже из этих мышкиных слезок - 0,13% от ВВП, - вузам достаются копейки!
Так о каких рейтингах тут можно говорить? Требовать достижения целей можно в том случае, если исполнители обеспечиваются необходимыми для этого средствами. К примеру, можно выяснить, что вхождение в мировой топ-500 для одного вуза требует трех лет и дополнительного финансирования в 30 миллионов евро в год. Обеспечить финансирование. Заключить договор с тем же ЛУ: если через три года нет результата, ректор уходит.
Нет денег? Но для увеличения бюджет обороны та же сумма каждый год находится!
И, кстати говоря, именно такое предложение было подано парламентской фракцией СДП «Согласие» в апреле этого года. Естественно, правящая коалиция, включая фракцию Новой консервативной партии в полном составе, проголосовали против. Так что вот они -- истинные виновники состояния высшего образования.