Поездка на музыкальный фестиваль для четырех молодых латвийцев - парня и трех девушек - закончилась уже на границе, где белорусские пограничники якобы обнаружили в салоне их машины пакет с марихуаной.
Молодых людей задержали, им грозило даже несколько лет лишения свободы. Однако расследование белорусской стороны в итоге признало их невиновными и разрешило вернуться домой. Правда - только после того, как молодые люди дали интервью местным телеканалам, восхваляя порядки в Белоруссии. Во вторник упомянутый материал был показан на белорусском государственном телеканале сразу после основного вечернего выпуска новостей.
Задержанный Даниэль Цирсис заявил в интервью белорусским СМИ: "К нам относились хорошо, претензий нет".
С другой стороны, мать арестованного молодого человека Виолета заявила белорусским СМИ: "Беларусь защищает свою границу, свою страну и свой народ. Слава Богу, что они так быстро, качественно и правильно разрешили эту ситуацию».
То, что произошло, скорее всего, было не борьбой с наркотиками, а попыткой белорусского режима навести свои порядки, оценил Янис Сартс, глава Центра стратегических коммуникаций и передового опыта НАТО.
«Мы не можем сказать, были ли там вообще наркотики. Это была пропагандистская операция с целью общения с народами Белоруссии и России, а во вторую очередь – еще и с русскоязычными жителями Латвии. Пытались сказать, что они гораздо человечнее, приятнее, чем то, что о них говорят в Латвии. В каком-то смысле это попытка потенциально стимулировать протест с помощью различных инструментов и техник».
Аналогичную оценку дала и Служба госбезопасности, заявив, что таким образом белорусский режим пытается создать себе положительный имидж, одновременно пороча Латвию и других членов НАТО.
Сартс также подчеркнул, что при поездке в Белоруссию или Россию стало гораздо больше рисков как быть завербованным спецслужбами, так и стать заложником для обмена на арестованных на Западе шпионов стран-агрессоров.
Сартс сказал: «Они пытаются найти человека, которого можно поймать, завести дело, часто вплоть до смертной казни, а затем использовать этого человека как инструмент для обмена на кого-то, кого они ценят».