-Давно и много говорилось о том, что в Латвии нет политической обратной связи. Никто в парламенте не считается с оппозицией и голос русских избирателей во внимание не принимается.
-Ну и что? Решение о сносе памятника приняли без оппозиции. И снесут, похоже.
-Тридцать лет у нас не принимаются во внимание интересы различных групп оппозиции. Например, русские больше работают в сфере бизнеса - мелкого и среднего, а латыши - в сфере управления. Давно уже созрел конфликт между сектором управляющим и тем, кто его кормит. Неблагоприятная экономическая ситуация в целом русских затрагивает гораздо больше, чем латышей. Исследования показывают, что среди русских 2 из 3 работают в частном секторе. Из троих латышей в Латгалии 1 - в госинституции трудится, 1 - пенсионер, 1 - в бизнесе.
Латыши не понимают, что проблема не в памятнике, а в том, что власть у нас не слышит народ. Памятник снесут, но обратной связи как не было, так и нет. А латыши придают этому символическому поведению другое значение. Это скандал, вызов - что мы существуем, и надо на нас обратить внимание.
Любой вопрос, подними меньшинство, - не решается. Запретить и всё!
-С другой стороны, латышам действительно есть чего бояться. Они многое помнят, а тут такой повод...
-Правильно. Но они не хотят слышать, какой повод. Латыши очень заточены на символизм, но они не хотят понять, какие разные поводы у русских. Допустить в парламент - не дают.
-Русские далеко не все пошли в этом году к памятнику и далеко не всем сейчас весело, может, случившееся - обычная провокация?
-Так дайте им публичную платформу, чтоб они высказали свои разные мнения! И мы тогда узнаем, кому весело - кому нет. Но им 30 лет слова не дают.
-И что? Они уже, кажется, привыкли.
-Не всё так просто - в государстве всё взаимосвязано. В итоге реально страдает экономика. Потому что власти не слышат не только русских, они точно так же не слышат бизнесменов и другие группы общества, заявляющие о своих проблемах.
А тот же бизнес - он бы многое рассказал из того, что мешает Латвии нормально развиваться. Но государство наше развивается по этой модели: не слышать не только русских, но вообще никого.
-Куда ж всё идёт?
-Наши друзья в Америке должны указать, что в государстве должна быть обратная связь. Демократическая ценность - это диалог. Нельзя приписывать другим свои страхи. Это проблем не решает.
Елена СЛЮСАРЕВА