-- Недавно само Агентство приватизации заявило, что процесс приватизации в Латвии завершен. Но при этом агентство вовсе не собирается закрываться, оно только изменило свое сухое бюрократическое название на звучное иностранное слово Possessio, ибо, по мнению «приватизаторов», это новое название больше соответствует работе «профессионального управляющего и продавца государственных активов».
Но давайте разберемся, чем управляет и что продает Агентство приватизации? На первый взгляд, все очень солидно – общая стоимость портфеля ценных бумаг, находящихся в управлении Агентства приватизации, на 31 декабря 2017 года составляла 136,94 миллионов евро. И, конечно же, самая ценная составная часть этого портфеля – акции Lattlekom (сейчас – Tet) и доли капитала LMT.
А что еще в портфеле? А почти ничего: остатки, а точнее, отходы от неумело проведенной приватизации. Но, как известно, обхозяйствование отходов – хороший бизнес. В настоящее время на приватизацию переданы 9, 99% акций SIA "Liepājas sērkociņi". Также Агентство приватизации является держателем или управляющим долей капитала на еще 13 предприятиях – например, 4,77% акций опытной станции животноводства в Латгалии. Три предприятия, участником которых является Агентство приватизации, неплатежеспособны. Что закономерно – без неплатежеспособности в Латвии никуда… Но возникает вопрос -- свидетельствует ли это о способности агентства эффективно управлять долями капитала предприятий, увеличивая их стоимость?
В принципе небольшой удельный вес долей капитала на предприятиях, ценность которых вряд ли увеличилась со времени начала приватизации, -- это, скорее, свидетельство не удачной приватизации или удачного управлениями активами, а пустого формализма и самодостаточности существования агентства.
От представителей Агентства приватизации часто приходилось слышать «сейчас неподходящий момент или не лучшая рыночная ситуация для продажи долей капитала». Этот аргумент не выдерживает никакой критики, поскольку это скорее отговорка – для того, чтобы агентство просто могло существовать.
Госконтроль в своем заключении об итогах финансовой проверки 2018 года ситуацию с Агентством приватизации охарактеризовал как «бесконечный рассказ о приватизации». И напомнил, что уже в заключении об итогах ревизии 2016 года было высказано опасение, что непринятие решения о завершении приватизации в течение долгого времени могут создать дополнительные расходы для бюджета. Так и получилось. Сегодня и процесс приватизация, и управление акциями нужны не государству или обществу, а только самому агентству.
По данным на сентябрь 2018 года, в Агентстве приватизации трудились 68 человек (плюс три члена правления). Самая большая статья расходов бюджета агентства – это расходы на персонал. В 2017 и 2018 годах «приватизаторы» обошлись госбюджету примерно в 1,9 миллионов евро. К этой сумме еще следует прибавить вознаграждение трех членов правления – еще 280 000 евро.
В рамках предвыборной риторики представители Новой консервативной партии много говорили о необходимости ликвидировать Агентство приватизации. А что сегодня? А ничего! Более того, бывшее Агентство приватизации, ныне Possessio, требует дополнительного финансирования: в госбюджете
на 2020 год -- 805 560 евро,
в госбюджете на 2021 год -- 745 560 евро,
в госбюджете на 2022 год -- 705 560 евро,
а в дальнейшем каждый год плюс по 681 000 евро.
Увеличение финансирование требует каких-то новых задач. И такие задачи немедленно появились: Кабинет министров принял правила «О делегировании задачи институции, осуществляющей управление государственными жилыми домами». Сложное название скрывает очень простую суть: в Латвии осталось чуть более 130 неприватизированных домов. И Possessio могут передать право управлять ими – за «пустяковые» несколько миллионов в год. Так что Агентство приватизации практически непобедимо – как Кащей Бессмертный.