Ключевым финансовым учреждением, через которое проходили деньги, предназначавшиеся для строительства дворца Путина, был банк «Россия». Но в схеме был и «латвийский след», хотя только один раз, рассказал Албуров: «Компания, владевшая дворцом, на свой латвийский счет приняла оплату за продажу объекта другой компании. Это было довольно регулярное переписывание дворца с одной компании на другую, и вот один раз это всё проходило через латвийскую юрисдикцию, и это был какой-то банк, связанный с Ротенбергами. (Его больше не существует.) СМП или его латвийский филиал.
Что касается банка «Россия», мы увидели вообще удивительную вещь. После того, как санкционная угроза нависла с полной серьезностью, офшорные компании, участвующие в финансировании дворца Путина, стали регистрировать счета не в Европе, не где-то на Карибах, а в российских банках, в банке «Россия». Это нужно было, чтобы никакие иностранные финансовые регуляторы не смогли до них дотянуться.
Друг Путина, главный собственник банка «Россия» Юрий Ковальчук и сам банк — это, как мы обнаружили, бэк-офис путинской коррупционной империи. Это люди, которые занимаются техническими вопросами».
В 2016 году офшорная компания с Британских Виргинских островов получила на свой латвийский счет в SMP banka «несколько миллиардов рублей» за перепродажу путинского дворца, заявил Албуров:
«99% акций. У нас есть документ, который это подтверждает. С номером счета, названием банка и самого платежа. Этот счет они использовали для того, чтобы переводить деньги от компании к компании и маскировать настоящих владельцев дворца. Долго владевшая дворцом «Савоян Инвестментс Лимитед» так получила деньги за продажу своей доли», — пояснил специалист ФБК.
«Надо понимать, что Путин, десятки лет находясь у власти, выработал простую формулу. На него не должно быть записано ничего! Если мы посмотрим на налоговую декларацию Путина, то увидим там, условно, «запорожец» и прицеп для перевозки бревен... И всё! Формально у Путина больше ничего нет. Но это не означает, что Путин не может записывать имущество на других лиц. И этот дворец, и куча других объектов записаны на подставных лиц.
Сама компания, владеющая дворцом, записана на акционерное общество, владельцы которого неизвестны — это такая специальная юридическая форма, позволяющая скрыть акционеров, их знает только тот, кто ведет реестр акционеров. И за это там отвечает Юрий Ковальчук, ближайший друг Путина, человек, который устроил на работу Алину Кабаеву. Но у нас есть другие доказательства. Есть люди, которые регистрировали компанию, владеющую дворцом, те, кто представляет интересы акционеров.
Мы нашли пять человек, являющихся главными управленцами этого дворца. И все пятеро работают в компании, принадлежащей двоюродному племяннику Путина. Тот всю жизнь работал фотографом, а в 2001-м ушел с должности фотографа и стал банкиром. Его состояние сейчас составляет миллиарды рублей — только акций Газпрома у него на 8 млрд рублей. Плюс акции банков, каких-то гоночных трасс. И все это время, пока он становился миллиардером, этот человек работал «специалистом». Просто в компании. Офисным клерком. И занимался тем, что что фотографировал суда...»
Как повторил Георгий Албуров, надо четко понимать, что никогда не удастся отыскать документы, в которых собственником дорогого имущества будет указан В.В.Путин — не для того на него работают сотни юристов не первый десяток лет. Но множество фактов указывает, что кроме президента, никто в России «и близко не может владеть этим дворцом».
После инцидента с отравлением Алексея Навального его соратники по ФБК стали готовить фильм о дворце — кое-какие материалы имелись, требовалось собрать еще очень многое, и это была работа без выходных на протяжении нескольких месяцев, пояснил Албуров.
«Это было самое наглядное, что мы можем сделать. Потому что дворец — это символ всего. Символ того, кем в России является Владимир Путин».
Cправка:
Латвийский SMP bank являлся «дочкой» российского банка «Северный морской путь» (СМП). В 2008-м СМП приобрел контрольный пакет в AS Multibanka, владел 49% капитала в Meridian Trade Bank. В 2014-м, после аннексии Крыма и введения санкций в отношении России, для СМП были блокированы услуги платежных систем Visa и Master Card, но латвийский SMP bank санкции не затронули. В апреле 2014-го СМП перестал быть владельцем SMP bank, а само латвийское кредитное учреждение сменило название на Meridian Trade Bank, и среди его совладельцев фигурировали только резиденты ЕС.
В мае 2018 г. Комиссия по рынку финансов и капитала наказала Meridian Trade Bank штрафом в 455 822 евро за нарушение законодательства по борьбе с легализацией теневых капиталов.
С 22 января 2020 года кредитное учреждение называется AS Industra Bank — как заявлено на его сайте, банк фокусируется на обслуживании малого и среднего бизнеса.