Подоспел новый отчет центра SKDS на тему цензуры. Респондентов попросили ответить на вопрос — «нужно ли запрещать людям высказывать такие политические взгляды, которые могут вредить государству».
Каковы же результаты? Полностью за запрет выражать свое мнение по политическим вопросам выступили 21% опрошенных (в прошлом году таковых было 23%), частично согласились с таким запретом 27% (раньше было 34%).
Таким образом, за цензуру, полную или частичную, выступили 48% опрошенных. Между тем, в прошлом году ее хотели 57%.
Соответственно увеличилось число тех, кто выступает против цензуры: 46% (год назад их было 35%). Зато уменьшилось число тех, кто не определился с ответом: 6% (в 2023 году их было 9%).
Какие выводы делает из этого глава SKDS, социолог Арнис Кактиньш? Очевидные. «Похоже, за год снизилась склонность жителей к цензуре», — осторожно высказался он в соцсети Х.
Еще бы не осторожно: тема-то болезненная. Но зреет она подспудно в недрах общества несомненно. И в одном месте уже вырвалась наружу. Речь — о неожиданном заявлении сотрудников Латвийского радио (к которым затем присоединились сотрудники Латвийского телевидения), забивших тревогу по поводу угрозы свободе слова. Той самой, которую нам гарантирует ст. 100 Конституции.
Какие угрозы видят журналисты? Во-первых, они — в растущей нетерпимости и агрессивности части общества, которая свою активность проявляет исключительно в соцсетях. Сколотившись в группы, эти люди устраивают настоящую травлю всем, чье мнение их не устраивает.
В итоге многие журналисты предпочли замолчать, «их голоса больше не слышны в социальных сетях», - констатируется в заявлении. А сейчас эта тенденция уже отражается и на содержании СМИ – предвидя волну ненависти, «журналисты не хотят создавать контент на спорные темы или подвергают себя самоцензуре».
Но есть и во-вторых: нетерпимость к чужому мнению исходит не только от обывателей. Она уже захватила и госчиновников, следует из заявления работников Латвийского радио: «Полномасштабное вторжение РФ в Украину еще больше сузило границы свободы слова — от СМИ, особенно общественных, ждут только «патриотического» контента, а выражение мнения, противоположного «мейнстриму», оценивается как антигосударственные действия СМИ», — с горечью пишут журналисты.
И приводят два примера цензуры. Первый — это наказание Tvnet «за неуместную «точность и нейтральность» при употреблении слова «депортация». За это Tvnet придется заплатить штраф в размере 3000 евро», - напоминают работники радио.
Наказание наложил Национальный совета по электронным СМИ (NEPLP), журналисты обжаловали его в Рижском районном суде, но тот встал на сторону Нацсовета. По мнению авторов заявления, это «опасный судебный прецедент».
Второй пример тоже широко известен — это скандал вокруг «Комикса со свиньями». Его автор, художница-карикатурист Гундега Макита Эвелоне, отражает свое видение событий в мире с помощью героев-поросят еще с 2017 года. Последние два года ее карикатуры еженедельно публиковал портал LSM. Свинки там выступали то пассажирами поездов Rail Baltica, то строителями, то политиками. А в выпуске 24 февраля они надели форму украинских солдат.
И сразу началось такое… «Я начала получать письма, с оскорблениями, с угрозами, были даже угрозы изнасилования были и угрозы семье», — с ужасом сообщала художница.
В итоге Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP) потребовал от LTV разработать редакционную политику публикации мнений, карикатур и комиксов на портале LSM.lv. А также нормативный акт «О градации ответственности и привлечении к ответственности за нарушения редакционных правил». Рассказать бы это французским карикатуристам из «Шарли Эбдо»!
«Разнообразие мнений больше не является ценностью общественных СМИ?» - задались резонным вопросом сотрудники Латвийского радио в своем заявлении. И призвали «осознать, что независимость СМИ и свобода выражения мнений являются непреложными ценностями, даже когда рядом идет война». Авторы заявления уверены, что общественные СМИ должны отражать мнения различных групп общества, «в том числе те, которые некоторым могут показаться неприемлемыми». В противном случае, предрекли сотрудники Латвийского радио, общество окажется «в Зазеркалье, имеющем мало общего с реальностью».
С тем, что в Латвии резко усилились тенденции, угрожающие фундаментальным ценностям демократии — свободе слова и независимости СМИ, согласны и в редакционном совете Латвийского телевидения, выразившем полную солидарность с заявлением Латвийского радио.
Комментируя это, Press.lv напоминает, кто особенно ратует за цензуру в стране. Это Ивар Аболиньш, глава NEPLP (тот, что наказал журналистов за слово «депортация»). Вот что пророчит нам Аболиньш: «Газеты и печатные издания в Латвии и Европейском Союзе не регулируются, но рано или поздно мы придем к тому, что содержание газет также будет контролироваться». Напомнив, что контролем прессы занимался СССР, портал пишет: «Цензура возвращается? Думаю, Брюссель будет «рад» узнать о новых демократических веяниях в Латвии».
В целом, два разных, казалось бы, факта — итоги опроса SKDS и коллективное заявление журналистов, говорят об одном. Общество встревожено попытками заставить всех говорить одинаковыми словами только то, что спущено сверху. Не для того Латвия боролась за демократические свободы, чтобы сейчас их лишиться.