До того, как в 60-е годы прошлого века появилась работающая вакцина от кори, её эпидемии вспыхивали каждые 2-3 года. Сначала считалось, что достаточно одной дозы прививки, потом перешли на две. Чтобы избавить страну от кори, нужно привить более 95% населения. Тогда достигается групповой иммунитет — болезни просто не на кого распространятся. В 2019 году в Латвии был зарегистрирован только один случай кори — и тот привозной.
У Всемирной организации здравоохранения нет официальной позиции по поводу того, каков порог коллективного иммунитета от Covid-19. Но, по разным подсчётам, это 60-80% населения — столько должны переболеть или получить иммунитет, привившись. И вот тут начинаются проблемы.
Латвийцы не хотят вакцинироваться
Центр SKDS — по заказу профессора Видземской высшей школы Гатиса Круминьша — провёл исследование. Причём в декабре, когда статистика заболеваемости была уже совсем неприятная.
Обязательно прививаться от Covid-19 собираются лишь 16% респондентов. Вместе с теми, кто «скорее всего» сделает укол — 37%. Пока речь не идет даже о 60% желающих, не говоря уже о 80%.
«Женщины намного скептичнее. Треть женщин говорит — мы будем вакцинироваться. У мужчин — 50%. И, конечно, молодёжь. Молодёжь — каждая десятая женщина будет вакцинироваться. У мужчин же — половина», — рассказал Круминьш.
Анализируя данные, профессор пришел к выводу, что причина такого отрицания — в недоверии. Лишь 2% опрошенных доверяют политикам в вопросах Covid-19.
«Ещё интересно, что больше половины поддерживают вакцинацию других. Всех медиков, всех педагогов... Я сам не буду, а вот их надо», — добавил Круминьш.
Доверие врачам в вопросах Covid-19 в обществе выше — почти 70%. Но и это не спасает. Когда 27 декабря в Латвию прибыла первая партия вакцины — и тут же была разослана по стационарам — происходящее в Даугавпилсской больнице многим показалось невообразимым. Из более чем тысячи медиков стационара в очередь на вакцинацию встала лишь десятая часть. С главой больницы Русское вещание LTV7 связалось спустя неделю.
«Несмотря на то, что административно мы пытались делать всё, что можно, на пятиминутках говорили, я в СМИ выступал, призывал. Как-то массово сподвигнуть коллег мне не удалось», — сетует Григорий Семёнов, член правления Даугавпилсской больницы.
Он не исключает, что его коллеги ждут шведско-британский препарат AstraZeneca, разработанный в сотрудничестве со специалистами из Оксфорда. Вот только когда препарат будет утвержден для использования в ЕС, неясно. Специалист призывает вакцинироваться тем, что уже сейчас доступно.
«Хочется верить, что не будет потеряно время. У людей слишком много дезинформации, слишком многое они черпают из соцсетей и неподтверждённых ресурсов. Не так часто они обращают внимание на информацию со стороны госведомств. У многих банально нет времени из-за выгорания. А первое, что они делают — открывают соцсети, где много мракобесия», — заключил Семёнов.
План вакцинации все еще не утвержден
Сложности — и с планом вакцинации: он до сих пор не рассматривался правительством, хотя вакцинация уже идёт. Более того, в предварительной версии документа, которая всего несколько часов была доступна на сайте Кабинета министров, нет ни слова про коллективный иммунитет, однако указано — охват вакцинации должен составить 82% населения.
Следовательно, Минздрав обязуется не создать иммунитет, а до конца года привить 82% населения от Covid-19. У пяти разных вакцин, которые намерена закупить Латвия, разная эффективность. AstraZeneca, например, имеет среднюю эффективность в 70%. То есть почти треть всех ею привитых могут не получить защиты от Covid-19. И, укажи министерство в плане прогноз именно иммунного населения, прививать пришлось бы куда большую часть населения.
А вот вакцинировать 82% жителей, заявила экс-глава Минздрава Илзе Винькеле, гораздо реалистичнее: «У нас есть основание для таких подсчётов, если мы экстраполируем данные о вакцине от гриппа. В конце прошлого года спрос на вакцину от гриппа вырос до небес — и за полтора месяца в Латвии добровольно привились 200 тыс. человек». Винкеле, однако, не уточняет, что с гриппом весь мир борется ежегодно — в отличие от нового коронавируса.
Финальная версия плана вакцинации пока находится где-то на серверах Министерства здравоохранения — и Кабмин её ещё не видел. Но глава Госсовета по иммунизации Даце Завадска считает, что говорить о прогнозах необходимого иммунитета населения к Covid-19 нельзя. Этих процентов просто никто точно не знает. Поэтому Латвия с помощью вакцинации концентрируется на том, что важно для страны именно сейчас:
«Главная цель, которая сейчас стоит перед Латвией в этой ситуации — предотвратить смерти, которые мы можем предотвратить. Помочь системе здравоохранения обеспечить медицинский уход разного уровня. Наконец, дать медикам возможность отдохнуть. Но при этом после вакцинации будут меньше болеть и те, кто не болеет в тяжёлой форме. Ведь они всё равно болеют, не ходят на работу, используют услуги семейных врачей»
Привить 82% невозможно
Но есть и ещё одна проблема. Даже если предположить, что вакцинироваться хотят абсолютно все, достичь 82%, которые записаны в прогнозе министерства, невозможно чисто математически. Латвия, как и абсолютное большинство стран, не собирается прививать детей до 16 лет. Их в прошлом году в стране было почти 350 тысяч.
Население Латвии, по данным на прошлый год, чуть более 1,9 млн человек. Таким образом, потенциальный пул годных к вакцинации по своей воле латвийцев — 1,55 млн человек. Это 81,5%. Но вряд ли будут вакцинировать беременных, есть и люди с противопоказаниями по состоянию здоровью (например, аллергики).
То есть 82% никак не набрать — даже при поголовной явке всех пригодных по медицинским показаниям. Но ведь нужно вычесть тех, кто вакцинироваться не планирует или сомневается — согласно опросам, примерно 60%.
Следовательно, коллективного иммунитета не достичь. Это значит, что латвийцам, возможно, каждый год придётся сталкивать с новой формой коронавируса.