Будущее не радует
Согласно проекту, разработанному Государственной земельной службой и Министерством юстиции, в качестве новой точки отсчета принимается средняя рыночная цена на объект недвижимости по состоянию на 1 июля 2019 года, которая высчитывается, исходя из сделок купли–продажи на схожие объекты в выбранном районе.
С нее потом вычисляется налог на недвижимость, который поступает в распоряжение местных самоуправлений. Ставка составляет от 0,2 до 3% от кадастровой стоимости. Поэтому чем выше кадастр, тем больше сумма налога. А она вырастет для квартир в новых проектах, построенных после 2000 года в Риге, Рижском регионе, Юрмале и в некоторых других регионах Латвии, а также для серийных квартир в домах, построенных до 2000 года в Риге, Рижском регионе, Валмиере, Елгаве и Огре.
Соответственно возрастет и стоимость земельных участков в Юрмале в приморской зоне, на Видземском взморье, а также в таких престижных районах Риги, как Межапарк и Вецаки. Везде, где была хоть какая–то активность инвесторов и происходило жилищное строительство, увеличится и кадастр.
Министр юстиции Янис Борданс в интервью каналу LTV указал, что суммарная кадастровая стоимость недвижимости увеличится примерно в два раза.
«Кадастровую стоимость используют для расчета 16 разных налогов и пошлин. К сожалению, нынешняя методика вычисления кадастровой стоимости давала возможность для различной оптимизации налогов и приводила к тому, что, например, у новых проектов соответствие кадастровой стоимости фактической было меньшим, чем у старых проектов. В денежном измерении, например, налог на недвижимость за построенное после 2000 года здание супермаркета выплачивался с пропорционально меньшей части, чем за советскую постройку", — пояснил министр.
Шок четырёхлетней давности
В 2017 году было принято решение о заморозке кадастровой стоимости недвижимости. Ведь годом ранее многие владельцы квартир и домов получили астрономические счета по налогу на недвижимость.
К примеру, налог за однокомнатную квартиру, расположенную в центре города, составлял 800 евро. А для Межапарка суммы исчислялись в тысячах евро.
Как тогда рассказывал член правления Общества развития Межапарка Каспарс Гайлитис, он сам стал заложником налоговой политики, при которой простые жители не могут заплатить налог за свое жилье.
«У нашей семьи дом в Межапарке, который построила еще моя бабушка, — рассказывал он. — За этот дом и землю налог в 2017 году был начислен в размере 3 300 евро, но есть скидка в 900 евро за сестру, которая получает образование. В итоге мне в прошлом году надо было заплатить 2 400 евро в виде налога, то есть по 200 евро в месяц. С 2014 года налог на недвижимость вырос на 50%, а про следующие годы, когда произойдет актуализация кадастровой стоимости, я и вовсе боюсь думать».
Тогда журналистка газеты NeatkarIgA RIta AvIze Элита Вейдемане утверждала, что ей рассказала знакомая о жутком случае в латвийской столице, когда в 2016 году в одном из маленьких садиков рижской окраины зимой на яблоне повесился мужчина.
До самоубийства его довел страх, что он не сможет уплатить внезапно выросший налог на недвижимость и у него отнимут небольшой домик и участок земли вокруг него.
Налог разорительный, это конфискация, утверждал глава строительной отрасли в Латвийской торгово–промышленной палате Андрис Боже. Без права оспорить решение скоро из домов будут вышвыривать людей, которые не могут уплатить выросший налог. Тогда ситуацию замяли путем заморозки кадастра. Но его собираются вновь разморозить.
А как быть с народной инициативой?
В марте 2016 года на портале общественных инициатив ManaBalss.lv начался сбор подписей под петицией об отмене налога на единственную недвижимость. Ее инициатором стала учительница Лиана Хиршсоне, которая решилась на данный шаг после того, как на ее частный дом на Ганибу дамбис пришел налоговый счет в размере 1 040 евро.
В итоге эта петиция стала рекордной по количеству собранных подписей: более 51 тысячи. Налог на единственное недвижимое имущество не применяется не только в Литве и Эстонии, но и во многих странах Евросоюза, в том числе в Дании, Бельгии, на Мальте, в Словакии, Италии, Греции.
Но по настоящее время власти народную инициативу просто игнорируют. В 2019 году данное предложение было заблокировано депутатами Сейма. Причина чисто экономическая. Ведь в казну самоуправлений от налога поступают довольно внушительные суммы. В Латвии речь идет по меньшей мере о 250 млн. евро, в Литве – о 100 млн. евро, в Эстонии – о 70 млн. евро.
Почему такая разница? В Эстонии, например, существует необлагаемый минимум на площадь, а в Литве – на размер кадастровой стоимости объекта.
Правда, в Министерстве юстиции подготовили законопроект о введении налоговых льгот на первичное жилье, находящееся в собственности человека, в котором он задекларирован. К примеру, если квартира признается первичным жильем и по кадастру оценивается в 80 000 евро, то налог на недвижимость на нее будет составлять 0 евро, а если оценивается в 120 000 евро, то налог будут вычислять с суммы в 20 000 евро.
Похожий принцип задействован и при определении налога на землю под первичным жильем. В этом случае для определения суммы налога возьмут 1/5 кадастровой стоимости. Так, если кадастровая стоимость земли составляет 10 000 евро, то сейчас налог составляет 150 евро, а Минюст предлагает сделать так, чтобы он составлял 30 евро. Но против этого проекта категорически возразили чиновники Министерства финансов. И пока этот законопроект, что называется, положен под сукно.
МВФ требует
Требование Международного валютного фонда повысить налог на недвижимое имущество (ННН) стало одним из условий предоставления в 2009 году, в разгар экономического кризиса, займа в размере 7,5 миллиарда евро.
Кредиторы потребовали расширить базу ННН. В письме с обещаниями МВФ было сказано, что начиная с 2010 года ННН будет повышен, который в 2009 году был ниже среднего показателя по Европе, и отменены льготы. А в меморандуме о понимании, тогда заключенном с кредиторами, было прописано, что нужно дать самоуправлениям право повышать ННН до 3% от кадастровой стоимости.
И вот как раз с тех пор размеры платежей по ННН стали стремительно расти. И очередной рост не за горами. Учитывая, что доходы латвийцев существенно не возросли, вполне можно ожидать, что они лишатся своей недвижимости, которую приватизировали либо купили или построили за свои деньги.
Александр ФЕДОТОВ