С понедельника 5 декабря разрешенная максимальная цена на морскую сырую нефть из РФ марки Ural составляет 60 долларов США за баррель. Только в таком случае позволяется отправлять нефть из РФ в третьи страны с использованием танкеров стран G7 (США, Великобритании, Германии, Франции, Канады, Италии и Японии), других стран-участниц ЕС, Австралии, с участием страховых компаний и кредитных учреждений. Это — новые меры, принятые Западом для обуздания агрессии кремлевского режима на Украине.
Как реагируют на подобные ограничения рынки, прокомментировал экономист банка Luminor Петерис Страутиньш:
«Я сейчас смотрю на цены — в последние недели цены на нефть значительно снизились. Примерно на 5 долларов. Сейчас около 82 долларов стоит один баррель. Не думаю, что это — реакция на эмбарго, потому что та информация, которая нам уже известна, уже отражается в ценах на рынках. Так что можно сказать, наблюдается большое спокойствие — и, конечно, это логично, потому что цель такой политики двоякая: одно — это снизить доходы правительства РФ, и другое — это не допустить большого спада поставок нефти на мировые рынки».
Но более критичными и ощутимыми для российского бюджета могли бы стать 30 долларов за баррель нефти, а не установленный Западом потолок в 60 долларов. Такое предположение в эфире программы ЛР4 «Подробности» высказал экономист, декан факультета бизнеса, управления и экономики ЛУ Гундар Берзиньш. По его словам, такое ограничение цен — хороший инструмент для стабилизации мировых цен, но насколько он окажется эффективным в ослаблении военной агрессии РФ, пока остается под вопросом:
«Более или менее ясно, чт себестоимость нефти из РФ ниже 60 долларов за баррелть, так что особого влияния на способность РФ продолжать войну это не окажет. Другой вопрос, что эжто уменьшит нестабильность на рынке нефти и сделает его боеле предсказуемым — что в долгосрочной перспективе, если цена опять пойдет вверх и опять станет выше 100 долларов за баррель, сверхприбылей у РФ может не быть. Так что в нынешней ситуации это не очень повлияет на бюджет РФ».
Как сообщило накануне агентство Reuters, Российская Федерация уже заявила, что не будет соблюдать новые требования G7 по нефти, даже если ей придется сократить добычу. РФ устами вице-премьера Александра Новака назвала принятую Западом меру, призванную ограничить возможности Кремля финансировать его военную агрессию в Украине, «грубым вмешательством, противоречащим правилам свободной торговли».
«Мы будем продавать нефть и нефтепродукты только тем странам, которые будут работать с нами на рыночных условиях, даже если нам придется немного сократить добычу», — сказал Новак.