Сигита Струберга отметила, что правительство еще некоторое время назад объявило, что не будет поддерживать русскоязычные общественные СМИ, отразив это в концепции стратегической коммуникаций. «Этот документ создавался, когда министерством руководило Национальное объединение. Сейчас две ключевые позиции, которые относятся к этому документу — Министерство культуры и Министерство обороны — занимают представители партии «Прогрессивные». Этот контекст нужно учитывать, понимая, что тут могут быть изменения», - заявила Струберга.
На вопрос, считает ли она правильным закрытие русскоязычных общественных СМИ с 2026 года, она ответила отрицательно:
«Во время кризиса с людьми нужно говорить на том языке, который они понимают. Это основы кризисного менеджмента. Поэтому должна быть государственная поддержка.
И я не согласна с аргументами, что если выключить Латвийское радио 4 или Rus.LSM.lv, все сразу перейдут на потребление контента на латышском», - заявила Сигита Струберга.
Илга Крейтусе, в свою очередь, задалась вопросом — является ли выступление в студии Латвийского радио 4 угрозой национальной безопасности?
«Нужно понимать, что граждане Латвии не русские, а русскоязычные. У нас много нацменьшинств, но их большая часть говорит между собой на русском языке», - подчеркнула профессор Крейтусе.
Принимая решение о закрытии, нужно понимать, что «свято место пусто не бывает», добавила профессор и задается вопросом: «Кто придет на это место? Чем его заполнить?
Очень просто сказать, что с 2026 года все должны понимать латышский язык. Но одно дело понимать язык на том уровне, чтобы делать покупки в магазине или говорить с врачом. Другой — понимать дискуссии о сложных вопросах», - заявила Илга Крейтусе.
Ранее Латвийское Радио и Латвийское Телевидение заявили о категорическом несогласии с идеей запрета для общественных СМИ создавать контент на русском, которая попала в «Концепцию национальной безопасности 2023». Авторы отмечают, что эта идея оказалась в документе (и в его составе была одобрена правительством и направлена в Сейм) без консультаций с самими СМИ, надзорным органом и экспертами. А ее реализация уведет нас прочь от цели — укрепления безопасности информационного пространства страны.