Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 6. Декабря Завтра: Niklavs, Nikolajs, Niks
Доступность

Какие рубцы на экономике стран Балтии оставил Covid-19?

Пандемия COVID-19 подошла к концу, но как она повлияла на экономику и бизнес стран Балтии и почему война оказалась более тяжелым испытанием? Размышляет в "Неаткариге" Маргарита Ормоцадзе-Яковлева.

О завершении глобального ЧП заявили во Всемирной организации здравоохранения в мае. Хотя фактически в большинстве стран мира чрезвычайные меры по борьбе с COVID-19 были смягчены или отменены в 2022 году, мир жил с риском новых вспышек коронавируса и локдаунов. Это означало работу в условиях жесткой неопределенности, торможение бизнес-процессов, невозможность долгосрочного планирования.

Влияние на страны Балтии и Латвию

Европа пострадала от коронавируса сильнее, чем все остальные регионы планеты. Таковы печальные данные ВОЗ. 

«Экономики стран Балтии должны были показать позитивный рост в 2020 году. Но остановка экономики Латвии в марте 2020 года привела к снижению ВВП на более чем 2%», — говорит Ренат Локомет, стратегический партнер Venture Faculty. Уже в 2021 году страны Балтии перешли к росту ВВП, демонстрируя признаки здоровой адаптации. Свою роль в этом сыграла государственная поддержка. «При наличии господдержки, падение реального ВВП в Латвии и других странах Балтии было намного меньшим, чем, например, во время мирового финансового кризиса», — дополняет Дайна Паула, экономист Банка Латвии.

В 2020 году ВВП Латвии сократился на 2,3%. Для сравнения, этот показатель упал на 0,5% в Эстонии, вырос на 0,1% в Литве и сократился на 5,8% в Европейском союзе. Латвийская экономика в 2021 году восстанавливалась быстрыми темпами: +4%, по сравнению с ростом на +5,4% в среднем по ЕС, говорит Дайна Паула. Среди причин — структура балтийской экономики: «Роль таких отраслей, как производство транспортных средств и металлических изделий, здесь ниже, чем в среднем в ЕС. Это снизило для Балтии влияние сбоев в глобальных цепочках поставок. Относительно небольшой размер предприятий по сравнению с крупными европейскими экономиками позволял балтийским компаниям быть более гибкими».

Расмус Каттаи, руководитель отдела экономической политики и прогнозирования Банка Эстонии, также отмечает важность гибкости балтийского бизнеса. «Предприятия Балтии столкнулись с перебоями из-за блокировок и ограничений на поездки и снижения экономической активности. Пострадали отрасли туризма и гостеприимства, розничной торговли, транспорта и логистики. Но Балтия оказалась гибкой и быстро приспособилась к изменившимся экономическим условиям», — говорит Каттаи.

Гибкость привела к восстановлению, которое сопровождалось заметным изменением экономической структуры. «У Балтии нет глубоких шрамов от пандемии. Но рост сдерживается войной в Украине и ее последствиями, такими как энергетический кризис, крах прежних каналов поставок для различных секторов, повышенная неопределенность, которая препятствует новым инвестициям, внутреннему туризму и так далее», — отмечает Каттаи.

Эффект для экономики: замершая логистика и инфляция

Влияние пандемии связано с двумя масштабными процессами. На бизнес повлияло ограничение логистики на всех уровнях. «Глобальное ЧП из-за COVID-19 — это экзогенный фактор для экономики, которая стала заложницей медицины. Это привело к замедлению экономического роста, из-за разрыва человеческих контактов, логистических цепочек движения товаров», — описывает происходящее аналитик Анатолий Дробязко.

«Чтобы предотвратить распространение COVID-19, страны по всему миру приняли ряд ограничений. Это негативно повлияло на международную торговлю в 2020 году. В 2021 году как экспорт, так и импорт восстановились в большинстве государств», — говорится в исследовании Евростата.

Кроме торговли, логистические ограничения привели к заморозке целых отраслей, таких как туризм, международные и внутренние пассажирские перевозки, индустрия гостеприимства и развлечений.

Пример негативного влияния COVID приводит Андрис Калниньш, президент Ассоциации гостиниц и ресторанов и председатель правления Islande Hotel. Этот сектор вместе с туризмом пострадал сильнее всего от коронавируса. До пандемии гостиничный сектор составлял 2% от ВВП Латвии, но упал до 1,1% в 2021 году, или примерно на 400 млн евро.

«Гостиничная сфера во время пандемии накопила налоговые задолженности на сумму более 45 млн. Из-за жестких ограничений предприятия не имели возможности полноценно работать. Индустрия гостеприимства потеряла за два года пандемии около 6 тысяч сотрудников, которые, скорее всего, уехали на заработки за границу. Прежде всего, это были молодые люди с хорошим знанием языков», — говорит Андрис Калниньш.

Эпидемия привела к дополнительным расходам сферы обслуживания и перевозок. «Участники ресторанного сектора использовали большую часть своих сбережений в течение периода пандемии», — говорит Ренат Локомет.

Во время пандемии возросли и расходы, связанные с мерами безопасности, такими как дезинфекция, защитные барьеры. «Транспортные средства партнеров Bolt были оборудованы защитными барьерами в салонах. Переход к полностью удаленной работе прошел гладко. Сейчас по просьбам команд мы перешли на гибридную модель работы», — говорит Кристине Безерра-Кьерулфа, региональный менеджер компании Bolt в Латвии.

«В мае 2020 года Radisson Hotel Group запустила программу тщательной очистки и дезинфекции, включающую профилактические процедуры, разработанные в сотрудничестве с SGS», — рассказывает Илзе Круминя кластерный менеджер по маркетингу Radisson Hotel Group Riga.

Хотя ВОЗ объявил о завершении ЧП, бизнесы сохраняют основные меры профилактики помещений, ведь сам COVID-19 как болезнь никуда не ушел.

Правительства начали субсидировать бизнес и население, что привело к увеличению денежной массы в обращении. Это стало причиной роста инфляции. Логично, что центральные банки во всем мире пересмотрят свои стратегии в ближайшее время.

Углубление новых технологий

Реакцией бизнеса на чрезвычайные условия стало повсеместное углубленное развитие технологий и изменение корпоративной культуры. Чтобы выжить в мире локдаунов, бизнесы уходили в Интернет. Если до пандемии практика удаленной работы была характерна для IT-индустрии, то теперь удаленность и бесконтактность стали частью деловой и общественной культуры.

«Процесс адаптации наших партнеров полностью перешел в онлайн. Доставка Bolt Food стала бесконтактной. Мы продолжили регулярно информировать водителей об изменениях и напоминать о соблюдении техники безопасности. Работа в глобальной компании подготовила наши команды к гибкости при проведении онлайн-совещаний и следовании онлайн-повестке дня», — говорит Кристине Безерра-Кьерулфа.

Ренат Локомет подчеркивает, что пандемия запустила масштабную цифровую трансформацию всех бизнесов.

«Компании решили автоматизировать свои производственные линии. Во всем ЕС более 40% компаний предпочли инвестировать в оцифровку во время COVID. Теперь еще проще решать вопросы с банком в режиме онлайн, оплачивать услуги, заказывать одежду и еду. Механизм восстановления NextGenerationEU в размере 800 миллиардов евро в основном посвящен зеленому и цифровому переходу», — рассказывает Локомет.

По данным Банка Эстонии, удаленная работа и гибкий график стали настолько распространенными, что возвращение к допандемическим часам работы остается маловероятным. «Удаленная работа обеспечивает гибкость, сокращает время и затраты на поездки и помогает улучшить баланс между работой и личной жизнью сотрудников. Для определенных секторов это также может позволить получить доступ к более широкому кадровому резерву за счет устранения географических ограничений и сокращения довольно постоянной проблемы нехватки рабочей силы», — считает Расмус Каттаи.

Комментарии (0)
Комментарии (0)
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Юревицс о возврате КОЗ: для меня как политика это не приоритет; а что для него важно?

"Для меня как политика это не было бы приоритетом, на который в данный момент следовало бы выделить средства из бюджета", - сказал о возврате компонента обязательной закупки (КОЗ) в цикле nra.lv TV sarunas председатель парламентской фракции "Нового единства" Эдмунд Юревицс.

"Для меня как политика это не было бы приоритетом, на который в данный момент следовало бы выделить средства из бюджета", - сказал о возврате компонента обязательной закупки (КОЗ) в цикле nra.lv TV sarunas председатель парламентской фракции "Нового единства" Эдмунд Юревицс.

Читать
Загрузка

Срочно требуется 193 тревожных сирены; денег на это нет и пока не предвидится

Начальник Государственной пожарно-спасательной службы Мартиньш Балтманис на телеканале TV24 в программе Uz līnijas заявил, что в Латвии необходимо установить дополнительно 193 тревожных сирены, но финансирования для этой цели не имеется.

Начальник Государственной пожарно-спасательной службы Мартиньш Балтманис на телеканале TV24 в программе Uz līnijas заявил, что в Латвии необходимо установить дополнительно 193 тревожных сирены, но финансирования для этой цели не имеется.

Читать

Придётся говорить по-русски: шеф Госполиции — о борьбе с мошенниками

Госполиция также могла бы проводить разъяснительную работу на русском языке для сокращения случаев мошенничества, заявил начальник Госполиции Армандс Рукс в интервью программе «Утренняя панорама» Латвийского телевидения.

Госполиция также могла бы проводить разъяснительную работу на русском языке для сокращения случаев мошенничества, заявил начальник Госполиции Армандс Рукс в интервью программе «Утренняя панорама» Латвийского телевидения.

Читать

Эта игра проиграна всухую, они хотят только тратить: Андрис Бите о принятом бюджете

В четверг Сейм в окончательном чтении принял государственный бюджет на следующий год, в котором доходы запланированы в размере 16,1 млрд евро, расходы — в размере 17,9 млрд евро. Дефицит бюджета на следующий год запланирован на уровне 3,3% от валового внутреннего продукта (ВВП).

В четверг Сейм в окончательном чтении принял государственный бюджет на следующий год, в котором доходы запланированы в размере 16,1 млрд евро, расходы — в размере 17,9 млрд евро. Дефицит бюджета на следующий год запланирован на уровне 3,3% от валового внутреннего продукта (ВВП).

Читать

Гибель на дороге: под Лиепаей столкнулись трактор и легковушка

В пятницу днём на шоссе Лиепая-Руцава произошла смертельная авария — столкнулись трактор и легковой автомобиль. Как сообщает LETA, в результате ДТП погиб водитель машины.

В пятницу днём на шоссе Лиепая-Руцава произошла смертельная авария — столкнулись трактор и легковой автомобиль. Как сообщает LETA, в результате ДТП погиб водитель машины.

Читать

«Цвета, как в Туркменистане!» Артис Пабрикс возмущен происходящим в Риге

«Меня эмоционально взволновала не столько эта авария (когда женщина въехала на машине в Даугаву), ведь такие аварии будут всегда, и решать их нужно по-другому, сколько то, как наша система управления, в данном случае Рижская дума, вообще решает вопросы», — признался директор аналитического центра «Центр североевропейской политики», руководитель Ассоциации военных технологий, беспилотников и робототехники, бывший министр обороны и иностранных дел Артис Пабрикс, пишет nra.lv со ссылкой на «Пресс-клуб» на телеканале TV24. 

«Меня эмоционально взволновала не столько эта авария (когда женщина въехала на машине в Даугаву), ведь такие аварии будут всегда, и решать их нужно по-другому, сколько то, как наша система управления, в данном случае Рижская дума, вообще решает вопросы», — признался директор аналитического центра «Центр североевропейской политики», руководитель Ассоциации военных технологий, беспилотников и робототехники, бывший министр обороны и иностранных дел Артис Пабрикс, пишет nra.lv со ссылкой на «Пресс-клуб» на телеканале TV24. 

Читать

Латвия вошла в число восьми стран ЕС с падением числа работающих

В третьем квартале этого года число работающих в Латвии сократилось на 0,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, свидетельствуют данные Eurostat. Латвия вошла в восьмёрку стран Европейского союза, где зафиксировано снижение занятости.

В третьем квартале этого года число работающих в Латвии сократилось на 0,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, свидетельствуют данные Eurostat. Латвия вошла в восьмёрку стран Европейского союза, где зафиксировано снижение занятости.

Читать