е Милошице. Девушка долго отпрашивалась у родителей на вечеринку, организованную в местном клубе "Алькатрас", и в итоге они ее отпустили. Приблизительно через 10 часов ее нашли мёртвой в одних носках недалеко от клуба. Эксперты установили, что она умерла от кровопотери и переохлаждения.

Пресса писала, что девушка ушла из клуба без куртки с двумя парнями, с которыми пила шампанское. Квятковская и раньше употребляла алкоголь, но в этот раз почувствовала себя плохо. К ним присоединился ещё один мужчина, представившийся братом девушки, которого у нее не было. Он ушел с Малгожатой, пообещав отвести ее домой, а затем к ним подошел еще один человек. Свидетели также рассказали, что слышали крики.

На месте преступления нашли платье, леггинсы и бюстгальтер Малгожаты, которые были разбросаны вокруг тела. А обувь потерпевшей исчезла. На теле девушки обнаружили ДНК: кровь, сперму, а также волосы и следы зубов преступника.

Многое указывало на то, что Малгожата подверглась групповому изнасилованию, однако единственным подозреваемым стал Томаш Коменда, которого арестовали в мае 2000 года. При этом 12 человек подтвердили его алиби и говорили, что Томаш вообще встречал Новый год во Вроцлаве.

Сам Коменда потом признался, что полицейские избивали его, чтобы добиться признательных показаний. Они также угрожали привлечь к ответственности за дачу ложных показаний друзей Томаша, обеспечивших ему алиби.

18 лет тюремного ада

Важную роль в выдвижении против Коменды обвинений сыграли показания его бывшей соседки Дороти П., испытывавшей к нему личную неприязнь. Она утверждала, что Томаш якобы украл у нее деньги, чтобы поехать в Милошице на свидание с подругой. При этом Дороти утверждала, что эту девушку зовут Малгожата. Позднее выяснилось, что Дороти давала ложные показания, пишет Onet Wroclaw.

В 2000 году эксперты Вроцлавского медицинского университета решили, что найденные следы зубов принадлежат Томашу. Его также определили как убийцу по запаху служебные собаки. А следователи представили суду результаты ДНК-теста, заявив, что нашли на одежде жертвы волосок Коменды. Это и послужило основанием для вынесения обвинительного приговора.

"Тогда эти улики были оценены как очень сильные. Но в нашем заявлении мы представляем новую оценку вещдокам, - говорил представитель отдела краевой прокуратуры Вроцлава Роберт Томанкиевич. - Пересмотрев материалы дела, следователи пришли к заключению, что Коменда преступления не совершал".

В частности, выяснилось, что проведенная ДНК-экспертиза была настолько низкого качества, что на ее основании обвинения можно было предъявить трем различным фигурантам.

Сотрудники польской прокуратуры не исключали, что улики были попросту сфабрикованы. Среди жителей Милошице с самого начала расследования ходят слухи, что настоящие убийцы якобы подкупили следователей. Также утверждается, что среди насильников и убийц был "сынок очень богатого и влиятельного человека".

Первый обвинительный приговор по делу Коменды польская Фемида вынесла в 2003 году, назначив ему 15-летний срок заключения за изнасилование. А спустя год, не найдя других насильников, Томаша осудили на 25 лет за убийство.

В 2005 году Верховный суд Польши отклонил апелляционную жалобу заключенного. В итоге Томаш вышел на свободу условно-досрочно только в конце марта 2018 года, еще до признания его невиновным в преступлении 21-летней давности.

"Первое впечатление? Это неописуемо! - говорил Томаш. - Словно родился заново. Никак не могу поверить, что я - свободный человек. И что спустя 18 лет снова могу обнять маму. Без нее бы ничего не удалось".

После обвинительного приговора заключенный подавал апелляции, но потом сдался. В отчаянии Томаш несколько раз пытался покончить с собой. И только его мать продолжала верить в невиновность сына и бороться. Женщине за долгие годы удалось выявить множество нестыковок в версии следователей и привлечь внимание журналистов к этой информации, сообщали "Вести.ru".

"Я готов к свободе. Какой бы она ни была, это не будет хуже, чем 18 лет тюрьмы. Для кого-то это просто цифра, для меня это было адом", - признался Томаш Коменда. Со слов невинно осужденного, другие заключенные избивали его и издевались над ним из-за статьи, по которой его посадили. "Людям с таким обвинением, как у меня, не дают жизни в тюрьме", - отметил он.

Добавим, что на возобновлении расследования в 2017 году настояла не только мать Коменды, но и родители убитой девушки, которых тоже не удовлетворили результаты следствия. Одним из возможных убийц Малгожаты может быть Иренеуш М. Он был в клубе в день убийства и был допрошен в качестве подозреваемого через три дня после совершения преступления.

На первом допросе Иренеуш подробно описал носки Малгожаты, которые были скрыты под узкими леггинсами и обувью. Он запомнил, что они были белые с красной полоской, но их мог увидеть лишь тот, кто раздевал девушку. Следователи не придали этому значения и исключили Иренеуша из числа подозреваемых, поскольку следы его зубов не совпали с укусами на теле погибшей.

После возобновления расследования следователи предположили, что именно Иренеуш выдал себя за брата Малгожаты по имени Ирек. Причем ранее Иренеуш уже был судим за изнасилование и убийство.

Сам Иренеуш демонстрировал большую осведомленность об обстоятельствах смерти Малгожаты. "Я считаю, что это нельзя называть убийством, потому что девушка умерла от переохлаждения, и ее никто не бил. Тот факт, что прокурор уверен в моей вине, кажется мне абсолютной глупостью. Я никого не насиловал", - говорил подозреваемый.

В марте 2018 года прокурор Станислав Озимина, который принял решение об аресте Коменды в 2000 году, признался, что не изучал материалы дела. Он получил дело от коллеги, которого заменили по просьбе семьи убитой девушки. К тому моменту Коменда уже находился в статусе подозреваемого, и полицейские получили образцы его ДНК, писал TJournal.

Озимина полностью доверился полицейским и мнению экспертов. В интервью он рассказал о том, что с самого начала сомневался в виновности Томаша, но ничего не предпринял для проверки версии следователей. По признанию прокурора, полицейские нарушили закон, не засняв собак при определении запаха убийцы. А укусы на теле жертвы были всего лишь схожи с прикусом Томаша, но запросто могли принадлежать другому человеку с искривлением зубов.

Позднее Озимину отстранили от работы в прокуратуре из-за коррупции: он, в частности, брал взятки за досрочное освобождение преступников.

После освобождения Коменда может рассчитывать на получение многомиллионной компенсации. На сегодняшний день рекордное возмещение, выплаченное в Польше за 12 лет тюрьмы, составило 2,8 миллиона злотых (почти 775 тысяч долларов).