Рудзите рассказала, что такую информацию ведомство должно получать от почти 20 тыс субъектов, работающих в общей сложности в 11 отраслях. Большинство — внештатные бухгалтеры, а также консультанты, лица, которые оказывают юридические услуги, торговцы недвижимостью и машинами, продавцы драгметаллов, отметила представитель СГД.
С лета следующего года СГД в сфере отмывания денег будет следить и за предприятиями, которые оказывают услуги, связанные с виртуальной валютой.
Однако СГД получает мало сообщений о подозрительных сделках. В этом году бухгалтеры подали 11 подобных заявлений, в других отраслях — ни одного.
Служба сама провела почти 200 проверок, обнаружив в сфере отмывания денег 20 нарушений — и выписав значительные штрафы. Это заставляет сделать вывод, что сообщений о подозрительных операциях должно быть больше.
Рудзите рассказала, что бухгалтеры не сообщают о подозрительных сделках, которые попадают в их поле зрения. Не всегда подобный договор означает, что совершено преступление, однако это может быть индикатором. СГД призывает бухгалтеров сообщать, если те замечают нечто подозрительное, «если сарай покупают за миллион, бухгалтер это видит».
На то, что внештатные бухгалтеры — группа риска, указывает и отчет Moneyval. Проблемы есть и в других сферах, например, с юридическими фирмами, которые предлагают приобрести предприятия и оптимизировать налоги, а также с налоговыми консультантами.
В бухгалтерской отрасли уже почти 10 лет собираются лицензировать тех, кто работает вне штата — в государстве около 7 тыс таких лиц.
Лилита Берзиня, член правления Латвийской бухгалтерской ассоциации, отметила, что пока приходилось сталкиваться с сопротивлением.
«Всегда были возражения от Министерства финансов и Министерства экономики — что это будет ограничение предпринимательской деятельности. Было трудно втолковать, что у бухгалтеров — огромная роль, и статистика СГД показывает, что в последнее время качество годовых отчетов ухудшилось», — отметила Берзиня.
Налоговая и таможенная полиция СГД в данный момент расследует 131 уголовный процесс о легализации незаконно нажитых средств. Параллельно полиция начала 7 процессов о преступно полученном имуществе. Это значит, что лица должны доказать происхождение средств или имущества. Если они не смогут это сделать, имущество признают незаконно полученным и передадут в госбюджет.
Каспар Подиньш, глава Управления налоговой и таможенной полиции СГД, отметил, что в этом году в госбюджет ушла рекордная сумма, признанная полученной незаконно.