Поезд Рига — Москва для жителей Резекне является самым удобным средством сообщения. Он преодолевает расстояние между столицей Латвии и Резекне за 3 часа 10 минут. В поезде разговоры между попутчиками завязываются быстро. И тема стремительного обезлюживания "сердца Латгалии", как гласит официальный слоган Резекне, не оставляет людей равнодушными.
"У нас люди уезжают целыми многоэтажками, — заявляет женщина пенсионного возраста. — И если поначалу на заработки отправлялись только молодые и зрелые люди, то теперь многие из них забирают даже своих пожилых родителей. В итоге многие квартиры в многоэтажках стоят пустые, лишь кое–где остались бабушки и дедушки. Моя внучка в прошлом году среднюю школу закончила, так город весь класс покинул. Немногие в Ригу подались, а большинство — за границу: кто на запад, а кто на восток. Работы нет, а за ту, что предлагают, платят копейки".
Действительно, даже по официальным данным, опубликованным на интернет–странице Резекненской городской думы, указано, что по состоянию на 2016 год (более поздних данных нет) средняя зарплата в общественном секторе составляет 497 евро в месяц на руки. Но речь идет о лицах, получающих заработную плату из госбюджета, то есть тех же самых чиновниках.
В частном секторе в лучшем случае платят лишь минималку — 430 евро в месяц до уплаты налогов, а то и меньше. Вот и получается, что отток трудоспособного населения из города продолжается. В городе из года в год сохраняется один из самых высоких уровней безработицы в стране. На конец 2018 года, по данным Государственного агентства занятости, в Латвии на учете числилось 1 573 безработных, или 9,1% трудоспособного населения, а в Резекненском крае — 2 602, или 16%.
Деиндустриализация города
На начало 90–х годов город Резекне был крупным промышленным и транзитным городом. Некогда уездный город Витебской губернии Режица начал развиваться после того, как было построено шоссе Санкт–Петербург — Варшава (1836 г.), а затем появились железнодорожные магистрали Санкт–Петербург — Варшава (1860 г.) и Виндава — Рыбинск (1904 г.).
Но сейчас, после того как Россия переориентирует свои грузы из портов стран Балтии в свои порты, железнодорожных составов через станции Резекне–1 и Резекне–2 проходит меньше. Так, на всем протяжении от Крустпилса до Зилупе мимо нашего пассажирского поезда не проследовал ни один грузовой состав. Ведь сейчас существенную часть грузопотока в латвийские порты составляют белорусские грузы, идущие через Даугавпилс.
А что касается промышленных предприятий, то картина здесь просто удручающая, даже если учитывать 10 последних лет, когда Латвия уже находилась в составе Евросоюза. В свое время с целью развития бизнеса в городе была создана Резекненская специальная экономическая зона, в рамках которой инвесторам, открывающим здесь свои предприятия, предоставлялись различные налоговые льготы. Если в 2003 году в нее входило 11 фирм, то к первому полугодию 2005 года их число сократилось до семи.
Cамыми крупными были: АS Rebir, выпускавшее электрооборудование (где работало 1 507 человек), SIA Verems, производящее фанеру (693 работающих), и АS Larta–1, cпециализировавшееся на выпуске доильного оборудования (111 работников). Спустя 14 лет из этих флагманов "не утонул" только Verems.
Завод был создан в Резекне в начале 70–х годов прошлого столетия и являлся крупнейшим на территории бывшего СССР специализированным предприятием по разработке и производству электроинструментов. В 90–х годах прошлого и в начале нынешнего века на станции Резекне на московский и питерский поезда челноки ящиками грузили электродрели, электрорубанки, электролобзики и прочую технику.
Тогда всеми правдами и неправдами товар в обход таможни отвозился российскому потребителю. Но в 2008 году, в разгар экономического кризиса, руководство предприятия заявило о переносе своих производственных мощностей на территорию Китая. Тогда работы лишились 533 сотрудника.
Наследники бывшего завода доильных установок, который некогда был единственным в СССР, держались дольше. В 1997 году предприятие, специализировавшееся на производстве доильной техники, было переименовано в SIA Larta–1. Тогда здесь работало 150 человек. Но в 2017 году производство прекратилось, так как российского рынка лишились, а в Европе латвийская техника оказалась не нужна. Последними из могикан здесь были 30 человек.
А что осталось?
В 2018 году на предприятиях Резекненской специальной экономической зоны (СЭЗ) работало 845 человек. Самым крупным предприятием оставался Verems с 339 сотрудниками. Также можно упомянуть предприятие по металлообработке LEAX Rēzekne и фирму по производству канатов SIA Magistr–Fiskevegn Group. MFG. В своем отчете за прошлый год руководство СЭЗ с гордостью заявило о создании 43 рабочих мест. Также в городе работают SIA Rēzeknes gaļas kombināts, чья продукция известна всем жителям Латвии, и элеватор АS Rēzeknes Dzirnavnieks, занимающийся переработкой зерна.
Периодически заявляется о различных инвестиционных проектах. К примеру, в 2017 году городскими властями были широко разрекламированы планы по возведению на берегу озера Ковшу гостиницы на 100 номеров и комплекса со спа–процедурами стоимостью 9 млн. евро.
Причем строить объект собирались за счет денег из городского бюджета с привлечением софинансирования из структурных фондов ЕС, а также частных инвестиций. Ведь сейчас в городе нет приличной гостиницы, не говоря уже о спа–центре. А ведь у соседей, в Литве и Эстонии, комплексы строятся даже в маленьких городках — к примеру, в эстонском Выру и литовском Аникшкяе. Но прошло уже два года, и никакой активности пока нет.
На лесозаготовки в Архангельскую область
Поезд Рига — Москва в Резекне стоит 13 минут. Пока одни пассажиры выходят, другие в него садятся. На этот раз попутчиком оказался латыш, который работает в Архангельской области России на лесозаготовках вахтовым методом. Он управляет специальным лесопогрузчиком и после отдыха как раз ехал на очередную вахту.
Своей работой он доволен, так как зарплата и условия труда его устраивают. В Латвии на лесозаготовках столько не платят. К тому же в России ценят латвийских работников за трудолюбие и отсутствие вредных привычек.
"Мы не бухаем, как местные", — пояснил наш попутчик. Но перебираться на постоянное место жительства к восточному соседу он не собирается. Работа по трудовой визе его вполне устраивает. Дело в том, что в Резекне остались его жена, ребенок и родители–пенсионеры. И завозить всех их в тайгу на ПМЖ он, разумеется, не хочет. Счастливого тебе пути, кунгс!
Александр ФЕДОТОВ