В 2001 году в Москве были подведены итоги конкурса "10 лучших марок России XX века". В нем приняли участие филателисты из 48 регионов России. Маркой столетия назвали ту, на которой изображен святой Георгий Победоносец. Выпущена она в 1914 году. Автор — латыш, график и художник Рихард Германович Зариньш. В современных российских изданиях о нем пишут — "российский и латвийский художник". Не случайно и мы решили рассказать о нем в рубрике "Русская Латвия".
Эпитет "выдающийся мастер" сегодня раздают направо и налево. К Зариньшу это относится без всякого преувеличения. Создатель многих марок дореволюционной России, первой марки советской республики, денежных банкнот царского и советского времени, книжных рисунков, экслибрисов. Бесспорны его заслуги и перед Латвией — автор герба страны, первой марки независимой республики, серебряной пятилатовой монеты — знаменитой Милды.
Рихард Германович, как его уважительно называли в царское время, родился 27 июня 1869 года в Лифляндской губернии, в местечке Киегели. Отец был управляющим имения. Вскоре после рождения сына оставил должность управляющего и устроился на бумажную фабрику в Лигатне. В этих живописных местах, в окрестностях Гауи, прошло детство будущего графика. А в школу он пошел в Даугавпилсе, куда переехала семья. (Ныне в этом здании 6–я даугавпилсская средняя школа имени Райниса). В уездном городке, который, кстати говоря, входил в Витебскую губернию, хватало русских учебных заведений, и все же мальчика отдали в немецкое. Дома говорили на немецком и латышском.
Хрестоматийные вещи о том, как в школе "резали" будущих знаменитостей — Чехову за сочинения не ставили выше тройки, Шаляпину пеняли, что у него нет голоса, — к Рихарду не относятся. Его способности к рисованию разглядели еще учителя. Более того, именно по настоянию директора К. Вальцера в 1887 году он отправляется в Санкт–Петербург, чтобы продолжить обучение в Центральном училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица. (В советское время в нем было Мухинское училище, ныне — Санкт–Петербургская государственная художественно–промышленная академия имени Штиглица).
Зариньш стал учеником известного художника, гравера Василия Васильевича Матэ. В мае 1895 года, с отличием закончив училище по классу гравюры на дереве и офорту, он получил право на стипендию и трехгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Вот так царское самодержавие "душило" инородцев, "уничтожало" ростки латышской культуры.
Чем ответят через несколько десятилетий наследники этих учеников — хорошо известно. Латышские красные стрелки станут главной опорой большевиков в борьбе против старого режима, левых эсеров. А в Риге до сих пор не желают видеть "имперских памятников", когда–то стоявших здесь, — Петру Первому, колонну Победы.
Рихард стажировался в лучших граверных мастерских Европы: в Мюнхене, Вене, Париже, Риме. Изучал искусство гравюры и литографии, офорта. В 1899 году вернулся в Россию. И сразу — важная государственная работа. Уроженец Латвии, латыш, он был принят в Экспедицию заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт–Петербурге. В 1912 году Зариньш — художественный директор ЭЗГБ. Отвечает за качество оформления важнейших государственных бумаг: от денежных ассигнаций до почтовых марок. Разрабатывает эскизы и сам.
Из–под руки уроженца Киегели выходят рисунки многих российских марок, монет и банкнот. Среди самых известных марок — серия благотворительного выпуска 1905 года "В пользу сирот воинов действующей армии", серии стандартных марок 1906, 1909–1911 годов и серия, посвященная 300–летию дома Романовых. Она была создана в 1913 году в соавторстве с И. Билибиным и Е. Лансере. На счету графика — дизайн российских монет достоинством 3, 5, 10, 25 рублей, одной стороны банкнот в 100 и 500 рублей.
Поднявшись по служебной лестнице, Зариньш не забывает и отчего края. Художественному директору ЭЗГБ разрешают передавать знания студентам Высших художественных мастерских Риги. С 1912 года он частый гость на берегах Даугавы. И не только учит студентов. По заданию этнографического отдела Русского музея едет по округам Видземе, Курземе для сбора образцов латышского народного орнамента. Коллекция одежды, украшений, предметов культуры и быта начала и середины XIX века, собранная Зариньшем, считается первой подобного рода в Латвии.
Вместе с другим известным латышским художником — Юлием Мадерниеком — он учреждает на родине первые частные художественные школы и курсы, устраивает художественно–ремесленные выставки, инициирует создание коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.
Советская власть, не испытывавшая симпатии к чиновникам старого режима, к Зариньшу отнеслась благосклонно. Несмотря на то что он был директором важнейшего государственного ведомства и марки к 300–летию дома Романовых — его работа, Зариньша не только оставили в прежней должности, но и поручили разработать эскиз первых революционных марок советской России. Он с честью справился с задачей. В филателистических каталогах напротив марки "Освобожденная Россия", или "Рука с мечом, разрубающим цепь", — его фамилия. В ноябре 1922 года эскизы, поданные художником на конкурс еще в 1914 году, были использованы для почтово–благотворительного выпуска "В помощь населению, пострадавшему от неурожая".
В мае 1919 года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство Высшими художественными мастерскими. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. Зариньш создал в ней национальную школу графики, руководил кафедрой. Он был человеком с неувядаемой энергией. Параллельно — до 1934 года — он у руля Рижской государственной типографии. Разрабатывает дизайн латвийских марок. Первая марка Латвийской Республики, отпечатанная на картах немецкого Генерального штаба (в стране был дефицит бумаги), — его работа. Всего же на его счету эскизы 28 латвийских почтовых марок. В 1921 году Зариньш разработал дизайн государственного герба Латвии.
Он иллюстрировал книги, журналы, плакаты, пригласительные билеты, эскизы денежных знаков. Зариньш считается первым в Латвии мастером офорта, литографии и прикладной графики, основоположником латвийского книжного знака. Первый экслибрис создал еще в 1897 году — для своей невесты Иевы. Всего же за свою жизнь нарисовал 75 экслибрисов, в том числе три книжных знака для ЭЗГБ — в 1905 и 1918 годах.
Есть у него заслуги и перед Белоруссией — автор марки для Белорусской Народной Республики 1920 года.
Мастер умер на 70–м году жизни, в апреле 1939 года. Похоронен в Риге на Лесном кладбище.
В 1969 году в честь столетия Зариньша в Риге прошла памятная выставка. Не забыли его имя и в современной России. Не случайно в конкурсе "10 лучших марок России XX века", проведенном в 2001 году в издательско–торговом центре "Марка", в котором приняли участие филателисты из 48 регионов страны, лучшей российской маркой столетия была признана его работа 1914 года — "Святой Георгий Победоносец".
А что же в Латвии?
На родине почти не вспоминают о нем. Тут в моде другие кумиры — от цукурсов до национальных партизан и берклавсов, так называемые борцы "с советским режимом".
Илья ДИМЕНШТЕЙН