«В долгосрочной перспективе биржевые цены будут более невыгодными, чем цены, основанные на долгосрочном договоре. Кроме того, они непредсказуемы и, как мы уже испытали в 2022 году, во многом зависят от различных спекуляций, а также от заявлений политиков. В результате цены на природный газ за один МВт превысили даже 300 евро, но природного газа хватило на всех и если бы не ажиотаж, цена была бы в несколько раз ниже. Оглядываясь назад на то время, мы видим, что цена меняется были связаны не столько с отсутствием природного газа на рынке, сколько с вызванной паникой", - подчеркивает Стракшас.
Снабжающие телом компании, по его словам, во многом являются монополистами, и нынешний порядок установления тарифов предусматривает покрытие всех расходов, не глядя на их объективную обоснованность. Хотя этой зимой цены на природный газ вернулись примерно к довоенному уровню, стоимость тепла и горячей воды не последовала этой тенденции. Почему так?
«Все очень просто – весь купленный дорогой природный газ должен был быть продан потребителям по тарифу на тепло. За ошибки при покупке природного газа должны расплачиваться потребители, а не поставщик природного газа или поставщик теплоуслуг. При этом с ожидаемой нормой прибыли», — поясняет Стракшас.