Хотя призывы запретить в Украине «московскую церковь» звучали на протяжении многих лет, нынешнее решение фактически было инициировано президентом Владимиром Зеленским, который в конце 2022 года объявил курс на «духовную независимость от Москвы».
Украинская власть не скрывает, что рассматривает УПЦ в качестве неотъемлемой части Русской православной церкви. Иерархи самой УПЦ утверждают, что перестали быть частью РПЦ вскоре после полномасштабного вторжения России в Украину.
Тем не менее, с того времени позиции УПЦ в Украине сильно пошатнулись.
Болезненным ударом для нее стало лишение монополии на служение в главной православной святыне Восточной Европы — Киево-Печерской лавре. Ряд ее иерархов столкнулись с уголовным преследованием. В УПЦ говорят о «гонениях», которым подвергается некогда самая многочисленная православная конфессия в Украине.
Результаты социологических исследований показывают неуклонное падение поддержки УПЦ украинским обществом. Данные некоторых опросов свидетельствуют, что большинство украинцев поддерживают полный запрет деятельности УПЦ.
Текст принятого 20 августа документа до сих пор недоступен на сайте Верховной рады, однако Би-би-си удалось ознакомиться с последней версией законопроекта, который в результате был внесен на рассмотрение парламента.
Из этого документа можно составить впечатление о том, какое будущее ждет УПЦ, кто и когда сможет ее запретить, и какой будет судьба храмов, которые сейчас использует эта церковь.
Эволюция проекта
Трудные времена для УПЦ наступили в конце 2022 года. Тогда президент Владимир Зеленский, ранее не отличавшийся особой заинтересованностью в церковных делах, сделал ряд заявлений, направленных против «религиозных организаций, аффилированных с центрами влияния в Российской Федерации». Фактически речь шла об УПЦ, которую Русская церковь считает своей структурной частью.
Оправдания украинских иерархов — мол, в мае 2022 года они разорвали отношения с активно поддерживающей войну РПЦ — не принимались во внимание ни украинской властью, ни самой Русской церковью.
Уже в январе 2023 года правительство по поручению президента внесло в Верховную раду лаконичный законопроект, который открывал возможность запретить деятельность связанных с РПЦ церквей в судебном порядке.
Этот документ столкнулся с ожесточенным сопротивлением части парламентариев, в том числе из провластной партии «Слуга народа». Принять его в первом чтении удалось лишь в октябре прошлого года. При этом сторонники запрета УПЦ в Украине пообещали существенно доработать документ ко второму чтению.
Так и случилось. Проголосованный 20 августа документ разросся с двух страниц до более двадцати. Из рамочного законопроекта он, по сути, превратился в подробную инструкцию, прописывающую, в частности, особенности судопроизводства в делах о запрете церкви и судьбу ее имущества.
Судебные запреты и переходный период
Уже с самого начала принятый 20 августа закон констатирует: «Принимая во внимание то, что РПЦ является идеологическим продолжением режима государства-агрессора, соучастницей военных преступлений и преступлений против человечности, совершающихся от имени Российской Федерации и идеологии «русского мира», деятельность Русской православной церкви в Украине запрещена».
Впрочем, сама по себе РПЦ в Украине и так не действует. Поэтому авторы документа идут дальше — закон предусматривает, что суды получат возможность запрещать деятельность в Украине церквей, которые являются частью РПЦ.
Формально в законе не говорится, что речь в данном случае идет об УПЦ. Однако документ предписывает Государственной службе по вопросам этнополитики и свободы совести (ГСЭСС) определить, какие из функционирующих в Украине церквей подчинены РПЦ и имеют с ней отношения.
Учитывая, что в начале 2023 года это ведомство уже разработало вывод о том, что УПЦ является структурным подразделением РПЦ и имеет церковно-каноническую связь с Русской церковью, становится понятно, что положения нового закона будут напрямую касаться именно Украинской православной церкви.
Согласно описанной в законе схеме, ГСЭСС определяет юридическое лицо, связанное с запрещенной РПЦ, и выписывает этому лицу предписание, которое обязывает его избавиться от этой связи. В случае невыполнения предписания ГСЭСС обращается в суд с просьбой запретить деятельность такого юрлица в Украине.
Решение суда первой инстанции о запрете такого лица может быть оспорено в Верховном суде Украины — именно он будет ставить точку в каждом из подобных дел.
Специфика украинского законодательства состоит в том, что УПЦ является не единым юридическим лицом, а состоит из отдельных епархий и приходов, то есть всего почти десяти тысяч юрлиц.
Исходя из закона, ГСЭСС должна будет обратиться с упомянутым предписанием к каждому из них, а потом точно так же направить тысячи исков в суды относительно каждой из общин УПЦ — от столичных храмов до сельских церквушек.
Собеседники Би-би-си говорили, что ГСЭСС намеревается идти по этому пути «сверху вниз» — сначала будет добиваться отмены регистрации Киевской митрополии УПЦ, административного центра церкви в Украине, а затем — епархиальных структур, своеобразных областных подразделений церкви.
Текст, с которым ознакомилась Би-би-си, предусматривает введение «переходного периода», на протяжении которого ГЭСС не сможет обращаться с исками о запрете юрлиц, связанных с РПЦ — речь идет о девяти месяцах с момента подписания закона президентом.
Поэтому реалистично первые прецеденты судебного запрета общин УПЦ можно ожидать примерно через год.
Тем не менее, принятый 20 августа закон предоставляет власти право расторгнуть договоры аренды государственного или коммунального имущества с УПЦ еще до любых судебных решений в отношении церкви.
Фактически речь идет о том, что власть получает возможность забрать у церкви храмы, являющиеся памятниками архитектуры. По данным Би-би-си, речь идет примерно о трех тысячах культовых сооружений по всей Украине.