Владимир Семенович приехал в Латвию на съемки: режиссер Александр Борисович Столпер снимал фильм по пьесе Константина Михайловича Симонова "Четвертый". Съемки шли два месяца — в июле, августе. Времени много, лето, жара — и актер, говоря языком спортивных комментаторов, начал "нарушать спортивный режим".
Съемки оказались под угрозой. Режиссеру доложили, что спасти ситуацию может только единственный человек — Марина Влади, супруга Высоцкого. Отправили гонца в столицу.
Одна из участниц картины вспоминала:
"Марина тотчас же прилетела, бросив все свои дела. И принялась выручать его, а значит, и нас. Приводила его всеми известными ей способами в норму и сообщала нам, когда мы можем присылать за ним машину…"
Номер известной паре подыскали на взморье — в кемпинге Яункемери. В свободные от съемок дни они ездили по Юрмале. Однажды рижские журналисты организовали им встречу с популярным певцом из Чехословакии Карелом Готтом, гастролировавшим в то время в Риге. Встреча прошла в Дубулты, в Доме творчества писателей.
Побывали заезжие знаменитости и в рыболовецком колхозе в устье Лиелупе — "Узвара". В одном из латышских журналов потом появилась статья об этом. О некоторых нюансах приезда знаменитой пары вашему автору рассказывала тогдашний начальник управления торговли Юрмалы Марина Фалилеевна Затока.

Спасаясь от любопытных
Вскоре после того как артисты поселились в Яункемери, молодому начальнику управления торговли позвонили из горкома партии: "Затока, срочно лети в Яункемери, нужно уладить некоторые формальности".
Она — стремглав туда. Стучит в дверь, открывает Марина Влади, сушащая феном волосы. Оказалось, артисты не хотели питаться в общей столовой: все их там разглядывали. Попросили, можно ли организовать питание в номере? Марина Фалилеевна все устроила — им стали приносить еду в номер.
Чуть позже актеров пригласили в одну из закрытых взморских финских бань. По воспоминаниям собеседницы, Высоцкий пел под гитару, а взгляды всех присутствующих мужчин были устремлены на Влади: она была очень красива. Та же, как зачарованная, смотрела только на Высоцкого. Ощущение было такое, будто для нее больше никто не существовал.
Подножка Александра Митты
Вдвоем им больше не довелось побывать в Юрмале, а Высоцкий приехал еще раз. В июле 1975–го Александр Наумович Митта пригласил его на роль прадеда Александра Сергеевича Пушкина Абрама (Ибрагима) Петровича Ганнибала в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил".
Роль удалась, и все же настроение актера было испорчено: режиссер отказался использовать в фильме великолепные песни — "Купола" и "Разбойничья". Рассказывают, что Высоцкий был взбешен. Впоследствии он отказался от всяких творческих контактов с Миттой.
Бывал Владимир Семенович и в столице советской Латвии. Это были не мимолетные пробежки — с московского поезда на юрмальскую электричку. Высоцкий часто снимался в Риге.
В 1964 году режиссер Федор Иванович Филиппов пригласил его на фильм "На завтрашней улице". Что это был за фильм и что за персонаж достался Высоцкому, лучше всего рассказал сам актер:
"Он такой хороший — бригадир земснаряда Маркин! Все его любят: жена любит, дети, начальство… Он такой — прекрасный просто! Живет в палатке, палатка течет, жена плачет, ребенки кашляют. А он говорит: "Не буду брать квартиру, другим нужнее"…"
Артист согласился на эту роль, как признавался позднее, по молодости и из–за нехватки денег:
"Я бы сейчас не согласился, честно говоря, играть эту роль. Но просто тогда еще был молодой, неопытный…"
И футбол не забывали
Откровенно плохой сценарий не смогли спасти даже известные актеры, в их числе Савелий Викторович Крамаров. Через много лет после выхода фильма на экраны Крамаров вспоминал, что съемки запомнились двумя эпизодами — футбольным матчем между "киношниками" и "мхатовцами" (выпускниками Школы–студии МХАТ) и поездками в великолепный юрмальский ресторан "Лидо".
Летом 1966 года Высоцкий вновь в Риге — уже как поэт. На Рижской киностудии снимался фильм "Последний жулик". Композитору Микаэлу Леоновичу Таривердиеву пришла идея вставить в картину несколько песен.
Позднее композитор вспоминал:
"Владимир был очень сатиричен, остро чувствовал слово и ситуацию. Я ему позвонил, и он дал согласие… Он ознакомился со сценарием и писал уже для конкретных эпизодов…"
Ловите сексуального маньяка!
Этот приезд закончился… арестом поэта. Его приняли за опасного преступника. Дело в том, что в это время в окрестностях Риги начал орудовать сексуальный маньяк. Его жертвами становились девочки от 5 до 15 лет.
Подозреваемый, чей фотопортрет был составлен по показаниям потерпевших, любил декламировать стихи собственного сочинения. Одна из жертв запомнила несколько строф. Как посчитали рижские криминалисты, стихи напоминали по стилю и лексике строчки Владимира Высоцкого.
Но и это не все: большинство изнасилований произошли именно в те несколько дней, когда поэт был в Риге!
Провели эксперимент: портрет Высоцкого положили вместе с фотографиями других похожих мужчин и всю подборку показали жертвам насильника. Следователей ждал очередной шок: все девочки показали именно на Высоцкого.
Однако в конечном счете правда восторжествовала — следователи убедились в стопроцентном алиби Высоцкого. Настоящего преступника нашли, судили и приговорили к смертной казни. Он действительно писал стихи и на самом деле был очень похож на знаменитого барда…
Смелые рижане
Последний раз Высоцкий приехал в Ригу в августе 1975 года — на съемки ленты "Стрелы Робин Гуда". Он написал баллады для этого фильма, и на Рижской киностудии проходила запись. Аранжировки к балладам сделал музыкант Алексей Николаевич Зубов.
Он вспоминал:
"Еще за несколько дней до записи ничего не было готово… Мы приехали в Ригу и поселились с Володей в одном номере. Специально добыли себе номер с пианино и договорились, что нам дадут переписчика. И вот я всю ночь не спал, писал, и Володя не спал. Время от времени приезжал переписчик и забирал готовое. Вот так, авралом, мы это сделали…"
И снова невезуха! Песни из фильма вырезали. Правда, режиссер Сергей Сергеевич Тарасов сумел включить их в другой свой фильм — "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго". Но произошло это уже после смерти Высоцкого.
А первая кинонеделя "Памяти актера В. Высоцкого" прошла не в его родной Москве, где на его имя еще шесть лет фактически было наложено табу, а в Риге — осенью 1980–го. Нам есть чем гордиться и чему учиться у тех, кто жил тогда! Гражданскому мужеству, которое испарилось…
Илья ДИМЕНШТЕЙН











