Bloomberg только что опубликовал статью шотландско-американского историка Ниала Фергюсона, в которой он рассматривает возможные варианты развития событий, если военная помощь США Украине, Израилю и Тайваню будет прекращена. То есть, планы Трампа по блокированию этой помощи будут реализованы.
Фергюсон отмечает, что население США вообще уже не воспринимает военное поражение именно как поражение. Ни провал войны во Вьетнаме, ни даже недавнее бегство из Кабула в августе 2021 года не воспринимаются как военная катастрофа. Все это произошло где-то далеко-далеко и нас никак не касается.
Что важнее - демократия на Тайване или финал Кубка по футболу (американскому)?
Фергюсон задает ряд, казалось бы, риторических вопросов: как отреагирует общественность США, если украинская армия потерпит поражение из-за нехватки боеприпасов? Или если Иран объявит, что создал атомную бомбу, а "Хезболла", которую он контролирует в Ливане, нанесёт массированный ракетный удар по Израилю? Или Китай начнет военно-морскую блокаду Тайваня.
Как отреагируют США? Направит ли Вашингтон свой флот, чтобы разблокировать коммуникации своего союзника? Будет ли конец тайваньской демократии интересовать американцев больше, чем премия "Грэмми" или финальный матч чемпионата по американскому футболу?
Автор этой статьи надеется, что в реальной жизни эти вопросы не возникнут, и ответы на них искать не придется. Хотя в свете текущих событий мы можем легко представить, что произойдет, если Китай начнет какие-либо конкретные действия против Тайваня.
Если администрация президента США Джо Байдена проявит готовность дать отпор Китаю, то можно не сомневаться: Трамп и его фан-клуб поднимут шум о поджигателях войны и попытке втянуть США в огонь мирового конфликта. Если же Байден попытается разрешить конфликт мирным путем, его обвинят в мягкотелости и капитулянстве.
Фергюсон более подробно описывает этот возможный конфликт с Китаем. Пекин объявляет блокаду Тайваня, США в ответ посылают в Южно-Китайское море две авианосные ударные группы. Подобная военная активность немедленно вызвала бы панику на фондовых рынках. Не стоит забывать, что подавляющее большинство американцев вкладывают свои сбережения в акции и другие ценные бумаги. Эти люди засыпают и просыпаются, глядя на индексы фондового рынка, от которых напрямую зависит их состояние в данный текущий момент.
По оценкам Фергюсона, цены на акции упадут в среднем на 20%, а акции, например, Apple, компании с множеством производственных мощностей в Китае, или Nvidia, крупнейшей в мире компании по производству графических процессоров, могут потерять до 50% своей стоимости. О том, как отреагируют граждане США, банки и другие участники рынка, лучше не задумываться.
Ситуация еще более усложнится, если Китай сам атакует американские военные корабли ракетами и беспилотниками. Как бы поступил Белый дом? Какова была бы позиция Японии в этой ситуации? Фергюсон несколько пессимистично напоминает, что через несколько недель боевых действий у США могут закончиться некоторые виды оружия, например, противокорабельные ракеты дальнего радиуса действия.
В то же время на популярных у молодёжи ресурсах, таких как Tik-Tok, появятся бесчисленные посты с идеей: материковый Китай уже давно должен был воссоединиться со своим отколовшимся непутевым Тайванем. Поэтому нам нечего нам вмешиваться. Не наше дело, американцы! Точно так же, как и "конфликт" между Украиной и Россией.
Никто всерьёз не думал о войне
Теперь, когда Украина находится в состоянии войны высокой интенсивности уже целых два года, мы тоже можем оглянуться назад и оценить наше прежнее видение безопасности. Какими невероятно наивными, даже детскими, казались все эти рассказы о том, что мы должны продержаться несколько часов до прибытия помощи НАТО!
Сегодня можно сделать только один вывод: нам всем (в Латвии и Балтии) безумно повезло, что Путин выбрал своей целью Украину. Если бы ему пришло в голову бросить вызов НАТО и вторгнуться в страны Балтии, чтобы установить в Риге, Таллине и Вильнюсе дружественное Кремлю правительство (возможно, даже не аннексируя их формально), вряд ли НАТО в его состоянии на начало 2022 года смогло бы предотвратить переход Балтии под российское господство.
В этом отношении поучительна книга "Шоумен" Саймона Шустера, многолетнего (17 лет) корреспондента журнала Time в Киеве. В этой книге Шустер, который был близок с Зеленским как до начала военных действий, так и в первые месяцы войны, довольно беспристрастно и подробно описывает произошедшее. Он описывает ситуацию в феврале 2022 года, за несколько дней до вторжения. Зеленский прибыл на ежегодную Мюнхенскую конференцию по безопасности. Все хлопают его по спине и выражают поддержку, но в то же время призывают его не возвращаться в Киев, остаться на Западе и сформировать там правительство в изгнании. Другими словами, Зеленскому дают понять, что Запад не окажет Украине никакой серьезной помощи и что не в его силах предотвратить российскую оккупацию. Придется смириться, поэтому лучше создать правительство в изгнании.
И вот в первый день войны Зеленскому предложили вертолет США для бегства. Ведь воевать всерьез никто не планировал. Только совершенно неожиданное сопротивление украинской армии и поражение российской в первых боях (видимо, никто и не предполагал там настоящей войны) позволили Украине выстоять и стабилизировать ситуацию.
Настроение изменилось
К счастью, НАТО уже не то НАТО, что было в начале 2022 года. Или мы на это надеемся. Фраза "ни пяди территории НАТО агрессору" повторялась всеми ответственными лицами так часто, что отказаться от этих слов будет сложно.
Настроение европейского политического класса также значительно изменилось. Только взгляните на прежнего голубя мира, канцлера Германии Олафа Шольца, который сейчас вместе с министром обороны Германии Борисом Писториусом орудует лопатой, закладывая фундамент нового военного завода Rheinmetall. В среду Германия официально объявила, что запланированные расходы на оборону уже в этом году превысят 2% ВВП.
Тем временем внутриполитическая ситуация в США остается тревожной, и опасения по поводу возможного возвращения Трампа в Белый дом 20 января следующего года не исчезли, но тот факт, что Европа немного очнулась от летаргической дремоты, а Украина не собирается сдаваться, позволяет нам сохранять спокойствие и смотреть в будущее с надеждой.