При ограничении конкретной коммерческой деятельности на территории муниципалитета это должно быть объективно обосновано и основываться на рациональных соображениях, заявляет КС.
Дело рассматривалось по заявлениям нескольких лиц, получивших лицензии на организацию азартных игр на основании выданных самоуправлением разрешений на открытие игорных залов в определенных местах на административной территории Риги.
Оспариваемая норма предусматривала, что организация азартных игр и предоставление соответствующих игорных услуг запрещены на всей административной территории Риги, за исключением случаев, когда такие игорные заведения расположены в четырех- или пятизвездочных гостиницах.
Суд признал, что организация азартных игр является правовой формой коммерческой деятельности, существующей в условиях свободной конкуренции. Законодатель наделил муниципалитет правом самостоятельно оценивать, в каких местах или территориях соответствующего муниципалитета должны быть ограничения на организацию азартных игр. Также при планировании территории муниципалитет имеет право определять неограниченное количество территорий, на которых не допускается организация азартных игр. Однако самоуправление должно соблюдать принцип оценки территории, указанный в разрешении, выданном законодателем.
КС пришел к выводу, что муниципалитет не обосновал, почему организация азартных игр запрещена в функциональном зонировании территориального плана, где коммерческая деятельность предусмотрена как одно из разрешенных видов использования территории.