Относительно последнего дела о частных вузах Елизавета написала на своей страничке в Фейсбуке следующее: "...в отношении русского языка - это серьёзное поражение как для прав нацменьшинтсв, так и для экономических свобод. Суд постановил, что нацменьшинствам нельзя использовать частное высшее образование для развития своего языка и культуры, потому что в таком случае они будут меньше говорить на латышском языке. Необходимость укреплять государственный язык имеет больший приоритет, и чем экономические свободы и экспорт высшего образования. Единственным исключением является обучение на английском языке, потому что это укрепляет Европейское культурное пространство. Почему в Европейском культурном пространстве есть место только государственным языкам стран ЕС, а не языкам народов Европы. В целом - это тенденция укрепления прав государства над правами индивидов".
-Елизавета, что вы можете добавить к этому вердикту суда?
-Это, конечно, регресс в области защиты прав нацменьшинств - все международные нормы становятся пустыми словами. Это огорчает. И, по-моему, в латвийских судах больше незачем защищать права нацменьшинств. Потому что процесс получается чисто формальным. Но - остается надежда на внешние, международные организации.
-На чем основывается ваша надежда - рекомендаций услышать мнение нацменьшинств Латвии было высказано множество, но никто не может заставить ее их услышать и тем боле выполнить?
-Школьное образование на русском языке могут защитить в Европейском суде по правам человека. Можно защитить и частные вузы, если туда пойдут конкретные жалобы, например, от студентов, лишенных права получить в Латвии высшее образование на русском языке. Так работает Европейский суд - он рассматривает частные жалобы. И вот как раз сейчас подошла очередь рассмотрения заявлений, поданных латвийскими родителями в 2019 году на ту волну "реформы", когда были предписаны языковые пропорции 50 на 50 в садиках, 80 на 20 в основных школах и 100 процентов в пользу госязыка в средней школе. Конституционный суд Латвии это поддержал, посмотрим, что скажет Европейский.
-Долго он готовился - Европейский суд.
-Да, там дела двигаются не быстро, но вот к 2023 году подошла наша очередь. Нам уже сообщили, что дело готово к рассмотрению, скоро назначат дату. Заявлений было подано много, суд выделил 10 из всех. Остальные будут рассмотрены по аналогии.
-Считаете, есть шанс?
-Европейский суд это единственная инстанция, которая сейчас способна поменять ход вещей. Его решение (надеюсь, оно будет принято в нашу пользу) обязательно для исполнения латвийским государством. Нет больше смысла подавать все новые жалобы в латвийские суды - идёт борьба за принцип. Имеют нацменьшинства право использовать свой язык для сохранения своей культуры или...Что скажет Европейский суд - осталось подождать уже немного.
Елена СЛЮСАРЕВА.