Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Понедельник, 13. Мая Завтра: Ira, Iraida, Irena, Irina

Прилепин: помните нацболов, захвативших церковь Св. Петра в Риге? Их слили наши же спецслужбы

"Плюс-минус Россия находится в том же состоянии, в котором находилась всегда – в XVII веке, в IX веке или в XIX-м. Я ничего не вижу катастрофического. Я нашел даже в этом некоторую увлекательность, потому что внешние вызовы и внутреннее противостояние абсолютно идентичны тому, что было в 1914-ом году, в 1811-ом году или в 1703-м", - говорит писатель Захар Прилепин в интервью ютуб-каналу "Сэлфи".

-Захар, если говорить о Ваших литературных вещах, не самых ранних, то две последние книги так или иначе посвящены Донбассу. Вы сегодня живете с ощущением войны или нет?

Нет, не живу. Живу с некоторым удивлением, что это было со мной. У меня висят на стенах портреты товарищей, которые погибли. Буквально сегодня опять пришли вести от моих ребят, что там шесть раненых. А у меня ощущение, что этого не было со мной, и сейчас я не могу никак уже к этому подключиться. Я давно уже не был в Донецке и на Донбассе и честно признаюсь, что то, что раньше проходило через меня как ток, сейчас кажется очень далекими событиями.

-Как Вы охарактеризуете то, что сегодня происходит в России?

У меня нормальные эмоциональные ощущения от страны. Плюс-минус Россия находится в том же состоянии, в котором находилась всегда – в XVII веке, в IX веке или в XIX-м. Я ничего не вижу катастрофического. Я нашел даже в этом некоторую увлекательность, потому что внешние вызовы и внутреннее противостояние абсолютно идентичны тому, что было в 1914-ом году, в 1811-ом году или в 1703-м.

-То есть Вы считаете, что Россия сегодня имеет ресурсы справиться с внешним давлением?

Никогда особенно не имела каких-то ресурсов, но как-то справлялась. Какие-то ресурсы есть, но они иррациональные (смеется).

«Психоз – это форма жизни современного человека»

-Когда в 2014-ом году открыли ящик санкций, было много людей, которые кричали: «Больше санкций!» Санкции – это всегда разговор про бедность. Довольно глупо желать другому бедности, потому что, если кругом бедность, то ты либо не можешь считать себя в полной безопасности, либо богатым. Как Вы оцениваете способность общества сегодня противостоять технологиям массового психоза, который организуется из ничего?

Человеку всегда было сложно противостоять массовому психозу, даже самым сложносочиненным людям. Люди – социальные животные. Они всегда подвержены тем или иным психозам. Даже если не подвержены, реагируя на психоз, они так или иначе становятся соучастниками психоза. Есть патриотический психоз, есть либеральный психоз, санкционный или антисанкционный психоз. Мы в них так или иначе находимся.

У меня есть достаточно простая возможность все выявлять, потому что я работаю и стараюсь жить в деревне, где пишу свои книги. Там нет ни телевидения, ни интернета – вообще ничего. Я выезжаю туда и отключаюсь от всего. И могу дней десять или пятнадцать там находиться, иногда месяц. Возвращаясь обратно, понимаю, что, если бы я был все время внутри социума, я бы написал еще двести постов, был бы какой-то хайп, я бы с кем-то сражался, кому-то откусил бы голову, хлестала бы кровь… Меня не было, ничего этого не произошло, и все осталось на том же самом месте. Если любого из нас выключить на десять лет, а потом обратно включить, то плюс-минус мы попадем обратно в ту же самую ситуацию. В этом есть и плюсы, и минусы.

Противостоять сложно, но, может, и не надо? Если человеку комфортно находиться в постоянно взвинченном состоянии... А чем он еще будет заниматься?! Вот сидит старый замечательный Эдуард Лимонов, пишет каждый день посты на политические темы… Если его отключить от этого, что он будет делать еще?! И люди тоже едят, смотрят дурацкие мыльные сериалы, слушают новости… Это насыщает их какой-то бодростью – такой кровоток. Психоз – это форма жизни современного человека.

-В 2015-ом году Институт социально-экономических и политических исследований назвал Вас пятым перспективным политиком России. Недавно Вы в своем интервью сказали, что политики – это те люди, которые вынуждены убивать в себе человеческое. Как Вы относитесь к этой сфере деятельности?

С интересом, потому что я уже убил в себе часть человеческого. На меня недавно жена поглядела скептическим взглядом и сказала: «Твой идеализм уже закончился. Тебе пора в политику переходить. Всю ту жизнь, которую ты принес в этот мир, ты изжевал. Жизнь все в тебе испепелила». Как Есенин: «Кто сгорел, тот уж гореть не может!» Самое идеальное состояние для того, чтобы политикой заниматься.

Конечно, я буду заниматься политикой. Я ей занимаюсь. Это не вопрос приоритетов или личных перспектив. Но я хочу, чтобы за мной стояли люди, которые не дадут сделать новый Майдан. Я против Майдана.

Господень мир так устроен. Всегда есть наказание за идеализм. Это неизбежное наказание. Люди решают, что на Земле возможно царство Божие, и устраивают Великую Октябрьскую революцию. Но потом то, что начиналось как великое свершение в мире, воспроизводится как трагифарс. Бесконечные оранжевые революции, которые повергают целые страны в безобразие. У них нет идеи как таковой – они просто повергают все в хаос.

У России нет эффективной политики в отношении прибалтийских соотечественников

 -То, что произошло в Украине и встревожило Россию, на самом деле уже 30 лет происходит в Прибалтике. За все эти годы со стороны России не было никакого эффективного шага. Он вообще возможен в отношении соотечественников, которые чувствуют и прибалтийскую страну своей родиной, и Россию одновременно. Потому что там их культура, а здесь их земля.

Были эффективные шаги. Они эффективно посадили нацболов, которые направлялись на захват башни Святого Петра в Ригу. Их наши спецслужбы слили и сработали в спарке с прибалтийскими спецслужбами. Очень эффективно отработали – все прослушали и передали коллегам (смеется)! Большего бл****ва, чем творилось в 90-е и начале нулевых, и представить невозможно.

Сейчас, если им сказать вот это, они скажут: «Нет, это вообще было не про нас! Ребята, мы все понимаем, вы хорошо работали!» Тем не менее тогда все это выглядело совершенно безобразным образом, потому что в России царила стопроцентная антигосударственность. Это было не российское государство. Просто сила инерции российского государства столь огромна, что она протащила эту страну еще какое-то время. Какая Прибалтика?! Они сдали все, что вообще можно было сдать! Я не знаю, как вообще честные люди – офицеры спецслужб и представители любых ведомств – не перестрелялись все в те годы. Потому что то, что происходило, просто не подлежит описанию.

Конечно, в этом смысле еще поразительна российская либеральная интеллигенция. Мы ведь действительно наблюдали за тем, что происходило, мы туда выезжали, мои браться сидели в тюрьмах – Илюшка Шамазов, Серега Соловей – все персонажи моего романа «Санька». Все там побывали, все там хорошо получили по зубам и посидели разное количество времени. Никакой реакции нашей интеллигенции! Можно было собрать всех русских в один большой вагон и вывезти на край какой-нибудь прибалтийской страны. И никто из либеральной интеллигенции ничего бы не сказал!

-У Вас есть решение этой проблемы?

Нет у меня решения никакого. Если воспринимать это как вызов сегодняшней власти, я не знаю, какое решение у этой проблемы. Если бы на уровне риторики мы себя вели чуть более агрессивно, меня, конечно, это бы порадовало. Но за риторикой должна быть какая-то практика. Мы помним, что, когда все эти процессы начались на территории Донбасса, Харькова и прочих украинских регионов, было очень жесткое заявление о том, что мы не позволим унижать русскоязычных граждан Украины. И если к ним будут применены воздействия на уровне военной силы, то мы найдем способ вам ответить. Такие были заявления. А потом, когда это началось, в силу разных обстоятельств не всегда происходило то, что было на уровне риторики.

Но, допустим, сейчас Россия будет по поводу Прибалтики делать жесткие заявления. Если вы примете очередной античеловеческий закон, оскорбляющий наше население или наши памятники, то мы вам устроим! И вдруг колоссальное количество населения любой прибалтийской страны скажет: «Не, нам это не надо! Мы не собираемся брать в руки оружие и воевать за свою свободу. Да, паспорта отобрали, русские школы закрыли, но мы нормально жили».

Я не знаю, где консенсус между желанием русскоязычного населения Прибалтики, чтобы этого не происходило, и между возможностями российской власти. Это должна быть очень умно продуманная стратегия. На уровне культурном, на уровне социальном, дипломатическом, политическом и, наконец, на уровне военном. Я не знаю, придумана она или нет. Даже не очень представляю, как она должна выглядеть.  Про Крым она точно была придумана. 

«Я был заместителем командира спецназа армии ДНР»

-В интервью Алексею Пивоварову Вы сказали фразу, которую потом растиражировали: «Я командовал в Донбассе батальоном, который убил много людей». Телекритик Инна Петровская расценила это как признание в массовых убийствах. Что бы Вы ответили ей и тем, кто так думает?

Это достаточно нелепый разговор. Я констатировал факт достаточно очевидный. Что в течение года и восьми месяцев я был заместителем командира батальона спецназа армии ДНР, который стоял на позиции в районе Пантелеймоновки, Семеновки, Стылы, горы «Дерзкая» и все это время почти ежедневно куда-то стрелял из разного вида оружия и периодически в кого-то попадал. Я просто сказал, что это происходило, и я за это несу ответственность. И все взмахнули ручками и зашелестели листочками! В чем проблема-то?! Все знали, что я там служу. Они думали, чем я занимаюсь?! Этим и занимаюсь! Я же не сказал, что там был случай, когда мы захватили в плен 50 человек, и я приказал их всех распилить на части и закатать в бочки! Ну бред! С той стороны стояли люди, там тоже служит много украинских писателей. Они тоже служат, стреляют в эту сторону из ружей. Оперный певец – Василий Слипак – приехал, из пулемета стрелял – снайпер его «прибрал»…

Была Чеченская кампания, с той стороны тоже были ребята, которые пели песни, сочиняли. И с этой стороны были разные люди. На Афганской войне был писатель Олег Ярмаков. Все друг в друга чем-то стреляют – на войне больше ничего другого не происходит. Люди курят, пьют, смеются, ругаются матом, ищут деньги на закупки – и опять друг в друга стреляют.

Инна Петровская спрашивает, почему я приплел Бестужева-Марлинского?! Потому что знаю, кто такой Бестужев-Марлинский. Знаю, как он писал в записках, что «мы заехали, сожгли 15 селений, отрубили всем головы и повтыкали эти головы на колья вокруг селения». В отличие от Петровской, я много знаю про русскую литературу, кто и чем занимался! Тут никто ничем не гордится и не хвалится! Я просто сидел и Пивоварову в грусти сказал, что такие вещи происходили, и я живу и думаю, каким образом буду за это расплачиваться.

-Назовете три плохие черты России, с которыми невозможно мириться?

Много чести будет, если я начну поименно всех называть. Я не думаю об этом. Уровень коррупции – это вообще одна из форм жизни россиян. Я только что присутствовал при большом разговоре про медицину. И все говорят: «Медики – это люди, которые должны идти на свою профессию, как на костер!» А все остальные? Вот медики должны, с медиков спрос, а с водителей маршруток, с портных, с артистов никакого спросу! Давайте со всех будет спрос. И мы вдруг выясним, что везде есть разнообразные схемы и формы взаимопомощи.

Мне не нравится вывоз денег за границу. Мне не нравится, что наши сверхбогатые люди находятся за пределами страны, что их дети, собаки и жены живут в Ницце. Мне не симпатична эта штука. Я бы каким-то образом привинтил их. Мне не нравятся сверхбогатые люди – среди них, наверное, есть харизматичные люди, но в целом как они распоряжаются деньгами мне не симпатично. Я заранее прошу у них всех прощения, но я радею о том государстве, которое однажды их аккуратно прикрутит.

-Но какая разница, кто будет коррумпировать: богатые чиновников или чиновники друг друга?

Я говорю не о чиновниках, а о государстве. Государство при всем желании не может воровать больше, чем каждый отдельный человек. Государству будет сложно вывозить столько денег, сколько вывозят отдельно взятые персонажи списка Forbes.

-Конформизм – зло?

Да нет, как и любое качество. Конформизм, амбиции, агрессия, милосердие – в правильной кулинарии все правильно работает. Почему надо все время находиться в состоянии комфорта или в состоянии конфликта со своим государством? Находиться в конфликте со своей женой или с родителями – что в этом хорошего?! Весь мир – зло. Везде тяжело!

Полностью интервью:

8 реакций
8 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Матч Латвия — Франция: 3:2! Еще одна победа (ВИДЕО)

Гол забил в первом периоде Стефан Да Коста. Stephane Da Costa was right on target #LATFRA#MensWorlds @Hockey_FRA pic.twitter.com/LfCtRGq50Y — IIHF (@IIHFHockey) May 12, 2024 В начале игры благодаря Ренарсу Крастенбергсу латвийская сборная получила возмо

Латвийская хоккейная сборная в воскресенье, 12 мая, проигрывает на ЧМ-2024 сборной Франции - 0:1.

Читать
Загрузка

Тепла прибавляется по капельке: погода на понедельник — облачно, без осадков и все еще прохладно

В ночь с воскресенья на понедельник облачность увеличится, на востоке будет преимущественно ясно, сохранится сухая погода. Будет дуть слабый ветер, в отдельных районах возможен туман. Ожидаемая температура воздуха ночью - от +4 до +8, в восточных районах от +1 до +4 градусов. Днем будет преобладать слабый ветер, воздух прогреется до +13-18 градусов, в прибрежных районах - до +10-15 градусов. В Риге ночь будет пасмурной, временами с прояснениями, осадков также не ожидается. Будет дуть слабый ветер, похолодает до +7-9 градусов. Днем в столице - преимущественно пасмурно, но без осадков. Ветер по-прежнему слабый, температура воздуха повысится до +14-16 градусов.

Согласно прогнозам Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии, в понедельник, 13 мая, будет переменная облачность, но без осадков.

Читать

Следующая неделя порадует погодой, но не сразу; синоптики обещают, что будет тихо и тепло

В первой половине недели на небе будут наблюдаться облака, но время от времени покажется солнце. Понедельник пройдет без осадков, во вторник и среду местами пройдут небольшие дожди. По всей стране будет дуть слабый ветер, поэтому ночью в отдельных районах может образоваться туман, ухудшающий видимость. По ночам будет зябко - от +6 до +9 градусов. В понедельник днем температура воздуха достигнет +13-18 градусов, а во вторник и среду уже потеплет до +15-20 градусов, лишь кое-где на побережье будет примерно на градус прохладнее. При сохранении влияния антициклона оставшиеся дни недели тоже обещают быть благоприятными. Во вторую половину недели облака будут чередоваться с солнцем, местами в отдельные дни будет наблюдаться дождь. Станет теплее и ночью и днем: ночью температура воздуха упадет до +7-12 градусов, а дн

На следующей неделе в Латвию придут теплые воздушные массы, благодаря чему температура воздуха повысится - во многих местах столбик термометра догонит и перегонит 20-градусную отметку.

Читать

«Не конкурс песни, а шоу разврата и беспредел!» — в латвийском обществе Евровидение многих взбесило

Руководитель благотворительной организации Palīdzēsim viens otram Эдийс Пипарс пишет: "Три часа ночи, а у меня великое разочарование после Евровидения! По-моему, мы малость не в ту степь заехали! Это уже похоже не на песенное шоу, а на реальный разврат! Мой здравый смысл не в состоянии отнестись к этому толерантно! После просмотра этого шоу возникла пара вопросов. Зачем нам посылать талантливых музыкантов на шоу, которое вообще - не про вокал? Зачем вообще тратить любые средства, чтобы участвовать в этом беспределе? ЛГБТК и Ко сделали цирк из этого шоу. От души жаль, это шоу стало таким, что смотреть его невозможно!" Музыкальный обозреватель Сандрис Ванзович пишет в "Неаткариге": "У Донса есть причина гордиться собой: на фоне в целом ужасающего карнавала Евровидения просто и без спецэффектов подняться на сцену и как

Руководитель латвийской делегации на Евровидении гордится достижением Донса, а тем временем народ в соцсетях ужасается тому, во что с годами превратился конкурс песни, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать

Как сделать, чтобы от работников необоснованно не требовали знаний русского? У Минблага есть вариант

Нацобъединение продвигало начальный вариант поправок, требующий значительно ограничить возможности требовать знаний русского для выполнения обязанностей по работе. Исключение - довольно узкий круг профессий. Парламентский секретарь Минблага Рейнис Узулниекс (СЗК) в письме ответственной комиссии Сейма поясняет, что предусмотренный начальным вариантом поправок закрытый список профессий может не охватывать все профессии или должности, для выполнения которых объективно необходимо владение иностранными языками. В связи с этим существует риск, что закон придется часто и регулярно пересматривать, чтобы этот список дополнить. Поэтому министерство предлагает альтернативное решение, которое было бы соразмерным и обеспечивало достижение целей, указанных в аннотации к законопроекту. Оно предусматривает сохранение запрета на указа

Министерство благосостояния предлагает компромиссное решение, чтобы от работников необоснованно не требовали знать русский язык. Такой вывод проистекает из поданных представителями ведомства предложений по поправкам к Закону о труде.

Читать

Адвокат Авена уверен, что ЕС не обжалует приговор об отмене санкций

"Приговор - абсолютно юридически корректный и полностью уничтожающий", - заявил адвокат агентству LETA. Он считает, что Латвия, требуя подать апелляцию, "действовала под влиянием эмоций", не оценив приговор. Если приговор Общего суда ЕС вступит в силу и будет сделан вывод, что Совет ЕС необоснованно применил санкции, то будет четко и ясно определено, что Авен был под санкциями необоснованно, отметил адвокат. Это, по его мнению, будет означать, что данное действие было противоправным и что ЕС должен возместить причиненный ущерб. Адвокат признал, что наложение санкций в начале войны было политическим действием и что они должны были быть. "Это показало, что мы осуждаем эту войну. Если какое-то государство угрожает ценностям западной цивилизации, она реагирует и говорит: мы на это государство или на конкре

Хотя Латвия и обратилась с просьбой в Юридическую службу ЕС о подаче апелляции об отмене санкций ЕС по отношению к миллиардерам Петру Авену и Михаилу Фридману, представитель Авена адвокат Янис Карклиньш считает, что апелляции не будет.

Читать

Улманис: «Компромисса с Россией не может быть — ни в бизнесе, ни в спорте»

В беседе с ведущим Арнисом Краузе он признал, что удивляется оправданиям по поводу сотрудничества с Россией в бизнесе или спорте - по его мнению, любые отношения с Россией на данный момент просто преступны. Публикуем фрагмент этой беседы. - В эти дни идут обширные дискуссии о деловых отношениях с Россией - торговать ли с ней, переваливать ли в наших портах российское зерно и другие товары. Об этом вы сказали - бизнес должен быть морально принципиальным, никакого сотрудничества с Россией. Как насчет спорта? После оккупации Крыма в 2014-м все продолжалось - наше "Динамо", КХЛ. Вы много лет были в руководстве системы "Динамо", в арене "Рига" в ложе сидели люди из "Газпрома", и так далее. Спорт как еще один из способов России держать свою руку на пульсе - как вы тогда это ощущали? - Мы же говорим, что мы

"Мы ведь говорим, что мы все за эти два года многое передумали и во многом изменились. Если мы видим эту российскую совершенно стопроцентно гибельную политику в последние два года, то компромисса больше не может быть. Ни в спорте, ни в бизнесе", - заявил в программе Латвийского радио Laikmeta krustpunktā экс-президент Гунтис Улманис.

Читать