30 июля, Лондон, аэропорт Гатвик, 15.00. Взрослый человек — друг эстонской семьи, — привез туда их дочку, 16-летнюю Анну, и спокойно оставил перед входом на контроль. Девочке предстояло одной лететь домой, в Таллин. Время — дневное, до вылета в 17.50 еще почти три часа, так что повода волноваться не было.
Добравшись до нужного гейта, Анна встала в общую очередь пассажиров, готовящихся войти в самолет.
«Я стояла в очереди, как и все остальные», — рассказывает теперь девочка. — Когда подошла к стойке регистрации, стюардесса взяла у меня документ, удостоверяющий личность? и билет, подала звуковой сигнал и сказала — пожалуйста, отойдите пока в сторону. И — никаких объяснений».
Анна послушно отошла в сторону и смотрела, как люди беспрепятственно проходят на борт. Вот уже вся очередь проследовала внутрь, а девочка так и стояла возле стойки, не понимая, что происходит.
Наконец, ей удосужились объяснить, в чем дело. На рейсе — овербукинг, продано больше мест, чем имеется в салоне, в расчете, что явятся не все пассажиры. Но они явились в полном составе. А значит, кому-то надо остаться и лететь уже завтра. Сотрудники airBaltic решили, что это должна быть Анна.
Девочка расплакалась и сказала, что ей 16 лет, и она боится оставаться одна в аэропорту. Она позвонила отцу, который также пытался убедить сотрудника разрешить его дочке лететь. Более того, в надежде, что у сотрудников airBaltic есть сострадание, он сообщил им по секрету, что девочка фактически летит на похороны, хотя об этом еще не знает: умер ее дедушка.
Но сотрудники airBaltic проявили полное равнодушие. Они не попытались поискать взрослого пассажира, который согласился бы уступить девочке место, полетев на день позже (за что, кстати, полагается компенсация).
Анне выдали ваучер на еду на 18 фунтов и бронь на отель, до которого еще надо было добраться. Ваучер на проезд ей не дали.
Взволнованные родители — которые метались там, в Таллине, не зная, как помочь своему ребенку, — посмотрели в интернете, что это за отель, почитали отзывы — и пришли к выводу, что несовершеннолетней девочке находиться там небезопасно. Они забронировали и оплатили другую гостиницу, куда девочка самостоятельно добралась на такси (хорошо, что у нее было достаточно денег, чтобы оплатить его).
Домой ее отправили лишь на следующий день — рейсом с пересадкой в Берлине. И до Таллина она добралась только вечером. Таким образом, путешествие подростка в одиночку продолжалось более суток, чего родители никак не ожидали.
Интересное дело: если кто-то продает два билета на одно и то же место на концерт, это — жулики. Но когда тем же самым занимаются авиакомпании, это считается законным, и контролирующие органы ЕС не имеют ничего против. Хотя права потребителя тут нарушаются так же (а теряет потребитель намного больше).
Таким образом, сотрудники airBaltic имеют право перенести пассажиру полет на другой день, хотя он заплатил за то, чтобы лететь в выбранную им дату. Но имеют ли право они так поступать, когда речь идет о несовершеннолетнем пассажире, путешествующем без сопровождения взрослых? Не знаю, как в Эстонии называется структура, охраняющая права ребенка. Но ей точно стоило бы задаться таким вопросом.