«3 ноября ЦСУ опубликовало поистине вдохновляющие данные о работе латвийской промышленности. Согласно им, «в сентябре 2016 года по сравнению с сентябрём 2015 года, объем промышленного производства по календарно выровненным данным в постоянных ценах увеличился на 2,4%», — иронизирует Юрис Пайдерс в «Неаткариге».
Полные оптимизма заявления ЦСУ резко противоречат плачу промышленников (производителей в пищевой промышленности, в особенности — рыбопереработчиков, производителей косметики, руководителей предприятий лёгкой промышленности и т. д.), от которых мы уже второй год слышим о враждебной политике правительства по отношению к промышленникам, о девальвации рубля и закрытии российского рынка и т. д. Оказывается — промышленность растёт только так. Промышленность станет локомотивом роста Латвии!
Ещё более впечатляющ рост промышленности за девять месяцев 2016 года. ЦСУ говорит: «За девять месяцев 2016 года, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, объем промышленного производства, согласно календарно выровненным данным, увеличился на 3,1%. В обрабатывающей промышленности рост составил 3,6%, в энергоснабжении и газоснабжении — 4%».
Рост на 3%! Возрождаем традиции советской промышленности. Латвия будет флагманом индустрии в Европейском Союзе!
Затруднение, вызванное банкротом «Металлургса», преодолено, Дзинтарс получил правовую защиту, и можем продвигаться к ещё большим вершинам роста.
И все же в эйфории промышленных успехов сильно смущают две оговорки: «согласно календарно выровненным данным» и «в постоянных ценах».
Давайте узнаем, что же происходит с денежными доходами латвийских промышленников. К сожалению, картина уже не столь оптимистична. На сайте ЦСУ доступны данные об общих доходах (обороте) всех промышленных предприятий.
В первые девять месяцев 2016 года общий оборот всей латвийской промышленности составил 5,55 млрд евро. В свою очередь, годом ранее — в 2015 году за первые девять месяцев — 5,63 млрд евро. Элементарный математический подсчёт показывает, что за первые девять месяцев этого года все латвийские промышленные предприятия работали с оборотом на 79 млн ниже, чем в прошлом году.
В этом году общий денежный поток в промышленности был на 1,4% меньше, чем в 2015 году.
Но это не единственная проблема промышленности. Латвийская промышленность уже второй год должна работать в условиях сильной дефляции. По данным ЦСУ, средние продажные цены на промышленную продукцию в сентябре 2015 года по сравнению с сентябрём 2014 года, были на 1,9% ниже. Снижение цен продолжалось и в этом году.
В сентябре 2016 года по сравнению с сентябрём 2015 года цены на промышленную продукцию были на 1,6% ниже. Наиболее драматично положение тех предприятий, которые свою продукцию сбывают на внутреннем рынке. В течение двух лет (с сентября 2016 года по сентябрь 2014 года), средние цены на промышленную продукцию на местном рынке снизились на 5,1%. В это время подешевела и экспортная продукция. Экспортные цены на промышленную продукцию в течение последних двух лет упали примерно на 2%.
Если в этом году в сентябре в среднем цены на всю промышленную продукцию (и местный рынок, и на экспорт) снизились на 1,6%, а денежные доходы за первые 9 месяцев 2016 года на 1,4% меньше, то получается, что объёмы продажи в натуральном выражении выросли примерно на 0,2% или около того.
Как же тогда образовался прирост промышленности на 3,1%? Рецепт прост. Возьмите число 0,2%, тогда три раза воскликните: «согласно календарно выровненным данным» и «в постоянных ценах», пока в результате не получите цифру 3,1%.
Учителей, врачей и прочих просителей бюджетных денег надо научить тому, что им доплаты к зарплатам надо требовать не в соответствии с какими-то обещанными миллионами. Требуйте, чтобы впредь все зарплаты платили «согласно календарно выровненным данным» и «в постоянных ценах»!
Тогда добавка к зарплате будет абсолютно у всех!
Тем не менее, независимо от того, какие показатели промышленного роста Латвии отошлёт европейским умникам, какие цифры роста правительство покажет местному населению, суровая реальность латвийской промышленности такова, что независимо от того, насколько красиво ни будет подан расчёт роста ВВП, латвийская промышленность в этом году работает со значительно более низкими доходами, чем в прошлом, а ощутимый механизм поддержки в следующем году не предусмотрен.»