Решение о том, что строителей для выполнения простых работ на объектах лучше искать на Украине, у Pro Dev созрело два года назад, перед тем как должен был открыться очередной этап освоения европейских фондов. Однако из-за проволочек (как известно, строительная отрасль в прошлом году практически не приступила к освоению фондов) заказов оказалось меньше, чем запланировано.
Чем же украинский строитель лучше нашего? Марис признается, что отношение к работе у украинцев лучше.
Это связано с тем, что сюда они едут исключительно на заработки, поэтому готовы трудиться много и с полной отдачей. "Украинец после работы несколько раз подумает, стоит ли ему идти в бар или лучше выспаться и завтра с новыми силами браться за работу. Но у них есть некоторая разница с нами в менталитете, и это надо учитывать и немного корректировать, - поясняет Марис Стакенс. - Зато с советских времен у них осталась производственная культура, поскольку на Украине до сих пор много промышленных заводов".
Марис рассказывает, что компания для украинских работников снимает квартиры, но уже договорилась с Рижской думой об аренде помещения, которое будет переделано в общежитие. Новое направление для предприятия - это белорусские работники. Про них Марис говорит, что навыков у них чуть меньше, зато есть железная дисциплина на объектах - это дорогого стоит. Иностранным работникам компания должна платить как минимум две минимальные заработные платы, остальное - по договоренности.
Говоря о формальностях трудоустройства, Марис Стакенс говорит, что свои сложности все-таки есть, но они решаемы. "Год мы отрабатывали схему завоза украинцев, - поясняет он. - В итоге сейчас уже все поставлено на поток, и никаких проблем нет. Некоторые из них даже выучили латышский язык, так что зря национальное объединение волнуется, что ввоз иностранной рабочей силы повредит нашей национальной идентичности.
Тем более что в Украине у них остались семьи, к которым работники обязательно вернутся. Они сами понимают, что едут в Латвию только для того, чтобы заработать. Кроме того, правила ввоза работников строгие в том плане, что если у меня кто-то не выходит на объект, то на следующий день у нас будет полный офис пограничников. Такого ни разу не было, но в принципе мы должны быть готовы и к этому сценарию".
Если же говорить в целом о проблеме нехватки кадров на латвийском рынке труда и необходимости ввоза гастарбайтеров, Марис Стакенс считает, что процесс ввоза работников из других государств надо упростить. "Мы конечно, можем взять "бедуинов" из ЕС, которых там сейчас немало, - поясняет он. - Но откровенно говоря, мы не горим желанием это делать. Все-таки Украина, Белорусь и Россия нам ближе по менталитету. Ведь цифры говорят сами за себя: в Латвии сейчас менее 2 миллионов жителей. По моему мнению, без 4 миллионов жителей здесь не будет никакого развития. Своих детей мы не можем нарожать, что остается? Привезти алжирцев? Ну нет! Мне кажется правильней кооперироваться с нашими восточными соседями и брать людей у них".