В пятницу министр иностранных дел Франции Стефан Сежурне находился в Литве, где встретился со своими коллегами из стран Балтии и Украины, чтобы обсудить идею о том, что иностранные войска могут в конечном итоге помочь Украине в таких областях, как разминирование.
"Не Россия должна указывать нам, как мы должны помогать Украине в ближайшие месяцы или годы, - сказал Сежурне на встрече под председательством министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса и при участии его украинского коллеги Дмитрия Кулебы. - Не Россия должна определять, как мы развернем наши действия, или устанавливать красные линии. Мы решаем это между собой".
Сежурне неоднократно упоминал операции по разминированию в качестве возможного варианта, говоря, что это "может означать наличие некоторого количества персонала, [но] не для ведения боевых действий".
Встреча состоялась в тот момент, когда Украина страдает от нехватки артиллерийских боеприпасов, из-за чего ей трудно парировать ярость российских атак. "Украина не просила нас прислать войска. В данный момент Украина просит нас прислать боеприпасы, - сказал французский министр. - [Но] мы ничего не исключаем на ближайшие месяцы".
Министры стран Балтии одобрили позицию Франции за "нестандартное мышление".
В прошлом месяце президент Франции Эммануэль Макон поднял вопрос о том, что западных солдат, возможно, придется отправить на Украину; сразу после этого большинство европейских стран, включая Германию, Чехию и Польшу, заявили, что у них нет таких планов. Однако три балтийские страны - наиболее угрожаемые для нападения со стороны России в случае успеха Москвы в войне против Украины - гораздо более открыты к этой идее. Варшава также меняет свою позицию.
"Присутствие сил НАТО на Украине не является чем-то немыслимым", - заявил в пятницу министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, добавив, что он высоко оценивает инициативу Макрона, "потому что речь идет о том, чтобы [президент России Владимир] Путин боялся, а не мы боялись Путина".
Сежурне выразил обеспокоенность тем, что Москва нацелилась на страны Балтии, которые когда-то были частью советской империи, а сейчас являются членами ЕС и НАТО. Ландсбергис поддержал Сежурне. "Не может быть никаких "но". Мы должны проводить красные линии для России, а не для себя. Ни одна форма поддержки Украины не может быть исключена. Мы должны продолжать поддерживать Украину везде, где это наиболее необходимо", - сказал он.
Хотя Германия является крупнейшим европейским донором военной помощи Украине, она подвергается жесткому давлению за свое нежелание отправить Киеву крылатые ракеты большой дальности "Таурус", опасаясь спровоцировать Москву. В пятницу Кулеба тонко высмеял это сдержанное отношение.
"Лично я сыт по горло... страхом эскалации", - сказал он. - Наша проблема в том, что у нас все еще есть люди, которые думают об этой войне с точки зрения страха эскалации".
Кулеба продолжил: "Какой эскалации вы боитесь? Что еще должно произойти с Украиной, чтобы вы поняли, что этот страх бесполезен? Чего вы ждете от Путина? 'Ну, я послал танки, но не послал ракеты или войска, так может быть, вы будете добрее ко мне, чем к другим?' Путин не так мыслит, он не так относится к Европе".