Ландсбергис, возглавлявший республику в период ее отделения от СССР, заявил, что «спорить с дурачком бессмысленно», поскольку «он уже обижен природой». «Нам (в ответ на наше отношение к России — EADaily) говорят: это литовская паранойя. Но какая же это паранойя?» — возмутился политик.
Напомним, ранее посол РФ в Литве Александр Удальцов заявил, что в ответ на требования местных политиков о «компенсации за советскую оккупацию» Москва могла бы потребовать с Вильнюса 72 млрд долларов, некогда вложенные в эту республику в качестве инвестиций. Дипломат напомнил, что на момент вхождения в состав СССР Литва была аграрной страной с небольшим социально-экономическим потенциалом, фактически уничтоженным в годы Второй мировой войны.
Как известно, вопрос «компенсаций» с России за советский период власти Литвы объявили принципиальным за себя. В 2000 году Сейм потребовал от Москвы выплатить компенсацию в 23 млрд евро за «советскую оккупацию», аналогичные требования выдвигались и позже.
Ранее в прессе появлялись сообщения, что 84-летний ныне Витаутас Ландсбергис некогда был в советские годы активным комсомольцем и, возможно, выдал органам госбезопасности одноклассника Алоизаса Сакаласа. «Сидел Витаутас Ландсбергис на одной парте с закадычным другом Алоизасом Сакаласом, который не очень любил советскую власть и писал антисоветские листовки, привлекая к этому занятию и других учащихся.
В 1949 г. А. Сакаласа арестовали и за антисоветскую агитацию приговорили к восьми годам заключения. В настоящее время он известный литовский политик. Вот что Сакалас говорит о Ландсбергисе-младшем: „Когда меня, еще школьника арестовали, были опрошены все мои друзья. В 1950 г. мне дали подписать дело, и я заметил, что там не было показаний моего товарища по парте. Значит, его не допрашивали. Естественно, возникает вопрос, почему не столь уж близких приятелей допросили, а самого близкого — нет. Безопасность обычно таких ошибок не делает“ (См. „Труд-7“. № 210. 10.11.2005).
Заметим, что дело о подпольной организации в каунасской гимназии „Аушра“ вел сам начальник отдела Н. Душанский. Впоследствии, после освобождения Сакаласа, Ландсбергис в разговоре с бывшим другом допустил непростительный „прокол“. Он заявил, что после ареста Сакаласа сотрудники НКВД (возможно, Душанский) приглашали его для беседы на конспиративную квартиру. В ответ Сакалас резонно заметил: „Они не приглашают на конспиративную квартиру человека, который не сотрудничает, иначе эта квартира станет известной“.
И хоть эта информация является косвенной, но она весьма однозначно свидетельствует об особых отношениях юного Ландсбергиса с НКВД и Душанским уже в 1949 году», — пишет в своей книге «Литовский лабиринт» бывший второй секретарь ЦК Компартии Литвы Владислав Швед.
eadaily.com