Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Чт, 12. Декабря Завтра: Iveta, Otilija

Плакать можно – рыдать запрещено: как наш корреспондент подалась в волонтёры

...С первой волной беженцев, хлынувших в Латвию с Украины, я поехала на Калькю, 1 в Риге - в официальный Центр приёма предложить свою помощь. Там обрадовались, записали мой телефон, потом я еще пару раз слала туда анкеты, но ответа не дождалась…

Зато знакомые и знакомые знакомых, преимущественно с непризнанных территорий, стали просить помочь переправить их через Латвию в другие страны. Так я безо всяких организаций занялась "украинским вопросом".

Очередь к окошку волонтеров бесконечна

Параллельный мир

Странным для меня в этом деле оказалось многое. Казалось бы – въехал человек в Латвию – купил билет и поехал дальше. В крайнем случае, где-то здесь переночевал. Но – во-первых, для людей, бегущих из-под обстрелов, даже наша мирная жизнь поначалу оказывается «параллельным миром». Где-что-куда – после трех-четырех суток тяжелой дороги большинство из них не в силах сориентироваться.

А денег у них обычно мало. Если они и есть, то либо на карточке, которую у нас никто не обналичивает, либо в долларах, которые надо менять. А надо знать места. Плюс работают они только днем. А многие приезжают в Ригу вечером (большинство – автобусами) – за душой нет ни цента, и даже в туалет на автовокзале как бы дружественной страны их отказываются пускать бесплатно.

Ночевать и вовсе негде – тот же Центр на Калькю отчего-то работает по-чиновничьему графику, автовокзал закрывается. Ночной горячий телефон (на котором отчего-то дежурят пожарные) очень сочувственно предложил моим гостям ближайшее место ночлега…в Добеле. А дело было в одиннадцать вечера.

Ясное дело, пришлось брать гостей к себе, по своей карте, естественно, покупать билеты на самолет, ходить по обменникам в поисках более выгодного курса (когда у людей каждая копейка на счету, это важно).

Постепенно я обросла координатами дружественных и недорогих отелей, стала ориентироваться в географии обменников, само собой, доставляла людей в аэропорт. И каждый раз, встречая очередных гостей, удивлялась: ясно же, что  самое важное место приема беженцев – рижский автовокзал. Туда в разное время суток приезжают измотанные войной украинцы, а их встречают только разрытые, как после бомбежки траншеи у автовокзала, да светлая, но бесприютная ночь.

И вдруг: «требуются волонтеры на автовокзал для приема украинских беженцев». Естественно, я - там. От «официального» центра на Калькю «автовокзал» сильно отличается. Для меня – часто тяжелыми, но живыми эмоциями. Ведь это первое пристанище утомленных, испуганных, голодных людей в нашей стране.

Автовокзал как лицо Латвии

Оказалось, рижанин Александр Морозов организовал его – глава молодежной организации youngfolks.lv – после того, как сам за один день устроил в Латвии... 40 человек: «Тоже просили знакомые, знакомые знакомых, и стало ясно, что проблема будет только увеличиваться, а одному с нею не справиться».

…Быть волонтером я, конечно, не умела. Примерно час. Потом осмотрелась, переняла опыт (на 4-х часовой смене обычно заняты человек по 5-6, хотя бывает и по два, если остальные заняты своими житейскими делами). Там не ждешь, пока к тебе подойдут с поклоном и вопросами. Подходишь сам – видно же, что люди с дороги. Откуда – куда – долго ли ехали – проголодались ли – что кому нужно…

В жару настоящим спасением для многих была обычная бутылка воды. Очень многие беженцы, уставшие и голодные, стесняются в этом признаться, пока им настоятельно не предложишь помощь: «Да ладно, больше вытерпели…»

У волонтеров принцип такой: каждый делает все, что может. Встречает – кормит – ищет ночевку – заказывает билеты на дальнейшую дорогу…Заваривать пюре или кофе всегда найдется для кого. Развеселить малыша – для этого и соки, и сладости, и игрушки. Что-то приносят добрые люди, что-то – спонсоры.

Спасибо добрым людям - есть для беженцев вещи и продукты первой необходимости

Проверка на дороге

Моя первая смена завершилась успехом: беженке из Киева я довольно быстро нашла отель по сходной цене. Правда, эта женщина выбивалась из общего потока – она ехала в Россию. Так бывает крайне редко. Украинские беженцы сейчас едут чаще всего в Германию, иногда в Польшу, изредка в Чехию, в Ирландию. Почти всегда к кому-то. Хотя бы к дальним родственникам или знакомым знакомых. На пустое место – редко.

Ещё «моя» беженка как бы подчеркивала свою финансовую самодостаточность (что нонсенс у этой категории людей): билет – за свои деньги, отель – сама оплатит – «какие проблемы».

В районе полуночи мы с ее сумками  направились к моей машине – ее отель как раз был мне по пути. Первое, что я услышала от своей подопечной по выходе с автовокзала: «Украинцы такие хамы и такие наглецы!». Я даже окаменела на мгновение и едва не выронила из рук ее сумку.

-Ничего, что я, украинка, приняла вас в этом городе, устроила ваш ночлег, несу ваши вещи, везу на своей машине – помогаю, чем могу?

На что дама, нисколько не сомневаясь в своей правоте, истерично выкрикнула: «Могу вернуться на автовокзал».

Естественно, я растерялась. И тут, будто молния, меня пронзила мысль: «Если помогать – то всем. Если начнёшь выбирать симпатии – лучше вообще за это не браться». Я думаю, то была проверка Свыше. Свою спутницу я попросила прекратить политические разговоры и предложила полюбоваться ночной Ригой. В отеле, прощаясь, поинтересовалась, будет ли она возвращаться в Киев.

В глазах ее вдруг блеснули слезы: «Конечно! Киев – мой любимый город, там вся моя семья – муж, дети, внуки. Маму навещу и обратно».

Враги сожгли родную хату

Казалось, за 20 лет занятий журналистикой я научилась (иногда к сожалению) довольно быстро разбираться в людях. Первое время, если честно, меня слегка нервировали беженцы, как бы чрезмерно уверенные в себе.

Как-то прибежал (будто пробегал мимо) крепкий мужчина лет 60: «Мне главное, чтоб быстрее. И билет сам оплачу, и ночлег, только быстрее всё оформите. Меня в Германии семья ждет – жена, дети».

Пока оформляли документы, я спросила, вернется ли он после войны на родину. И он неожиданно сник, кажется, даже стал меньше ростом и, опустив глаза, очень тихо сказал: «Поймите, мы ведь из Волновахи. У нас не то что родного дома не осталось – город стерли с лица земли. Родной город. Некуда нам больше…»

Часто люди бегут из разрушенного родного дома в одних тапочках

За что же с нами так?

Была пара супругов, что называется, активного  возраста. Оба высокие, породистые, красивые. Несколько дней они не могли выехать из Риги – не хотели расставаться с любимой…шиншиллой. А она далеко не кошка или собака – ограничений на перевозку слишком много.

На первый взгляд – блажь небедных, похоже, людей. Только мужчина во время «переговоров»  все время молчал, и поражали совершенно черные круги под его глазами.

Женщина, напротив, как будто хотела выговориться, а в какой-то момент сорвалась: «Поймите, мы умеем работать, умеем себя обеспечивать. У нас всё было. Почему мы теперь должны зависеть от того, разрешат нам какие-то люди быть вместе с нашей питомицей или не разрешат».

Постепенно мы узнали, что эта пара едва выбралась из-под бомбежек, имущество их разрушено, женщина, похоже, получила контузию, само собой, дикий стресс у обоих. Спасение шиншиллы, похоже, помогало им обоим держаться на ногах.

Ангелы и феи среди нас

Я заметила, подходя к нашему( бывшему багажному) отделению, никто из беженцев такой помощи здесь не ожидает. Не только ночлег и билеты – горячее питание, игрушки деткам, одежда на первое время, предметы гигиены, даже чемоданы – всё это у нас есть.

Поражает в волонтерской работе вообще многое. Подходит мужчина с ящичком минеральной воды: »Это для беженцев. Я сегодня зарплату получил, напишите список, что ещё нужно, я схожу куплю».

Женщина мимо проходила – поставила на окошко коробочку с клубникой: «Это для вас, волонтеры! Своя, домашняя, передохните немного».

Мужчина пожилой позвонил: «Могу помогать беженцам на машине, звоните, кого куда отвезти, если нужно». И после обижался, что его два дня не тревожили.

Бывают и такие – почти что ангелы. Пожилая пара из Каховки. Всё на них чистенькое и не по росту, явно из сэконда. Из вещей – у каждого по малюсенькой сумочке через плечо. Дом их разбомбили – имущества никакого не осталось. Вроде бы ждут их какие-то знакомые в Германии. Хотя, вроде бы и не особо ждут – просто деться больше некуда. Денег ни на билеты, ни на ночлег. Есть отказываются: «После такого, кусок в горло не лезет».

Ищу ночлег – время уже позднее. И с билетами проблемы – придётся в Риге ждать несколько дней. Вдруг объявляется женщина. Бывшая рижанка, перебравшаяся в Америку, но сохраняющая связь с родиной.

Позвонила, предложила квартиру на несколько дней: «Хочу кому-то помочь, пока я в Риге». Узнав про старичков, тут же вихрем решила их проблемы: «Сейчас подъеду на такси, заберу их, с билетами разберемся».

Старички и правда через день уехали автобусом. Зашли попрощаться – фигурки их заметно выпрямились, лица посветлели. 

Самое трудное - выбраться из России

Поразительное ощущение - встречать так много людей, среди которых нет посторонних. Для меня все эти люди не гости - все как родственники, потому, наверное, что по всей Украине живут мои друзья и близкие и вся информация оттуда слишком важна и хочется отдать последнюю рубашку.

Что мне показалось важным в общении с ними - хотя бы чуть-чуть, парой слов перекинуться с ними по-человечески. Спросить – откуда, долго ли ехали, тяжелой ли была дорога, думают ли вернуться...Когда напоминаешь, что самое страшное для них уже позади, многие впервые улыбаются и, похоже, только начинают это осознавать.

Приходится раздавать даже деньги "на туалет"

Многие признаются (особенно с территорий, так называемых, ЛНР и ДНР), что переход российско-латвийской границы был самым тяжелым участком пути. По 7-9 часов, рассказывали, россияне держат автобусы, спрашивают одно и то же. С целью -  вернуть в Россию.

Из тех мест, кстати, немало мужчин призывного возраста, которые не хотят воевать с россиянами против Украины, а Украины боятся –«жили ж в оккупированном Донбассе, мы теперь для них предатели». Таких нередко вывозят жены с детьми: «Не хотим, чтоб наши мужья стали пушечным мясом».

В один из дней я встретила двух женщин – маму и дочь-подростка – из своего родного города. Все трое мы были в шоке. Обнялись. Вспомнили родные улицы, они рассказали последние новости – неутешительные, конечно…

Правильная работа

…Что удивительно - помогая беженцам, ощущаешь приток невероятной энергии, хотя вроде бы всю смену мечешься, будто белка в колесе. Причём, нет в этих отношениях ни бурных эмоций, ни громких слов. Просто есть ощущение, что ты занимаешься очень важным и правильным делом, и 4-х часовая смена пролетает в несколько мгновений.

…"Выгорела" я примерно через 2 недели. От беженцев  не оторваться, хочется им помогать и помогать, тем более, что они все едут и едут. Но вдруг организм почувствовал: эмоциональный предел. Три дня пришлось держать себя дома. Как раз коллеги прислали памятку для волонтеров: как не допускать стрессов и выгорания. Бросилось в глаза: плакать можно – рыдать запрещено.

Для журналиста есть дополнительный способ лечения – написать обо всем, что пережил. Тем более, волонтеров нам явно нужно больше. Кажется, и так одни красные жилетки мелькают на автовокзале, но украинские города все бомбят и бомбят, и беженцы оттуда все едут и едут. А Латвия как государство обессилела от помощи украинцам – в спортзалах людей селить собирается. Кстати, чисто по-человечески интересно, много ли латвийских депутатов пожертвовали на беженцев?

Хотя – похоже, и бизнес не особо рвется помогать им. Скажем, автовокзал – спасибо, конечно, что приютил волонтерский пункт, но мелочь – в туалет беженцев бесплатно не пускают. По предъявлении паспорта – 20 центов.

Согласна, недорого. Но дело не в этом – у большинства нет ни цента, когда они выходят из автобусов на нашу латвийскую землю. А в туалет сходить не на что. У волонтеров на этот счет стаканчики с мелочью стоят – раздаём людям «на туалет», но не все об этом знают, многие стесняются просить, сами предлагаем, а вот за автовокзал обидно…

"Туалетные" деньги

Хотя, если честно, в Латвии задерживаются украинцы редко – только в июне, например, в Лиепаю на паром до Германии уехали около 2-х тысяч человек. Это почти половина от всего потока украинцев, который проходит в Европу через Латвию. Остальные едут автобусами – чтоб подешевле, самолетами – совсем редко. Многие (из тех, кого я спрашивала) собираются вернуться на родину. Даже из Германии.

Не сидите дома

Даже недолгий опыт волонтерства, похоже, меняет взгляд на жизнь. Во-первых, перестаешь быть зацикленным на себе, во-вторых, все время кажется, что всем нужно помочь. Каждому по-своему, конечно. Быстро учишься, быстро обрастаешь контактами, но становишься мягче в общении с людьми.

В команде сейчас много новичков, имён, честно, говоря, запоминаешь мало, но помогаешь так же, как помогают тебе. Первые час-два новички сидят с круглыми глазами и шепчут: «Я так никогда не смогу», а вторая-третья смена – это уже, считай, бывалый волонтер. Так что, люди, не сидите дома, иначе жизнь может пройти мимо  – анкеты здесь рассматривают быстро (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScYD5RPM3a_UYTCijZRXSLQEpnCIj1U-hzFWJLLo_bFnoMamg/viewform)

Елена СЛЮСАРЕВА

Фото автора

21 реакций
21 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Самолет МЧС России не входил в воздушное пространство Латвии: эксперты

Скорее всего, из-за помех сигнала GPS сайт отслеживания полетов Flightradar24 ошибочно показывает входящий в воздушное пространство Латвии самолет МЧС России, говорится в сообщении Агентства гражданской авиации.

Скорее всего, из-за помех сигнала GPS сайт отслеживания полетов Flightradar24 ошибочно показывает входящий в воздушное пространство Латвии самолет МЧС России, говорится в сообщении Агентства гражданской авиации.

Читать
Загрузка

СМИ: РФ до сих пор получает снайперские винтовки из ЕС и США

Большинство российских снайперов предпочитают западные винтовки и патроны. Отечественные аналоги уступают по дальности стрельбы, а их производство не покрывает потребностей армии.

Большинство российских снайперов предпочитают западные винтовки и патроны. Отечественные аналоги уступают по дальности стрельбы, а их производство не покрывает потребностей армии.

Читать

Хватит дурить покупателя! Минэкономики разработало план по снижению цен на продукты

Установить потолок наценки на основные товары в супермаркетах - один из способов, которым Министерство экономики рассчитывает снизить цены на продукты питания.

Установить потолок наценки на основные товары в супермаркетах - один из способов, которым Министерство экономики рассчитывает снизить цены на продукты питания.

Читать

В работе Facebook, Instagram и WhatsApp произошел глобальный сбой

Facebook, Istagram и WhatsApp, все сервисы, принадлежащие компании Meta, столкнулись с "технической проблемой"

Facebook, Istagram и WhatsApp, все сервисы, принадлежащие компании Meta, столкнулись с "технической проблемой"

Читать

Лазеры видно за 20 км: соседи приглашают на зимнее шоу «Свадьба Снеговиков»

Зимний фестиваль в Пакруоской усадьбе, который проводится уже седьмой год, не перестает удивлять. В этом году в центре внимания гостей не только увлекательное представление «Свадьба снеговиков» и впечатляющий рождественский городок, но и невиданное ранее световое шоу с лазерами и проекциями.

Зимний фестиваль в Пакруоской усадьбе, который проводится уже седьмой год, не перестает удивлять. В этом году в центре внимания гостей не только увлекательное представление «Свадьба снеговиков» и впечатляющий рождественский городок, но и невиданное ранее световое шоу с лазерами и проекциями.

Читать

США ожидают нового применения «Орешника», Россия заявила об ударе ATACMS по Таганрогу

Россия может снова применить комплекс «Орешник» против Украины уже в ближайшие дни, сообщили в среду агентства Associated Press и Reuters. Российское Минобороны тем временем пообещало «ответ» на удар ВСУ американскими ракетами ATACMS (на фото) по аэродрому в Таганроге.

Россия может снова применить комплекс «Орешник» против Украины уже в ближайшие дни, сообщили в среду агентства Associated Press и Reuters. Российское Минобороны тем временем пообещало «ответ» на удар ВСУ американскими ракетами ATACMS (на фото) по аэродрому в Таганроге.

Читать

Акела промахнулся: речь идёт о том, кто будет рулить Латвией. Подоплёка выборов президента БЛ

"Каким бы ограниченным ни было влияние Банка Латвии (БЛ) на монетарную политику еврозоны, президент БЛ продолжает играть важную роль в экономическом, финансовом и банковском развитии нашей страны. Поэтому к выбору наших политиков - кому доверить этот важный пост, когда 21 декабря этого года истечет срок полномочий нынешнего президента Банка Латвии Мартиньша Казакса, - нужно отнестись со всей серьезностью, - пишет Бен Латковскис в "Неаткариге".

"Каким бы ограниченным ни было влияние Банка Латвии (БЛ) на монетарную политику еврозоны, президент БЛ продолжает играть важную роль в экономическом, финансовом и банковском развитии нашей страны. Поэтому к выбору наших политиков - кому доверить этот важный пост, когда 21 декабря этого года истечет срок полномочий нынешнего президента Банка Латвии Мартиньша Казакса, - нужно отнестись со всей серьезностью, - пишет Бен Латковскис в "Неаткариге".

Читать