Позвонил Петерису Винкелису (родственнику министра здравоохранения) и попросил узнать, по каким ценам Латвия готова закупать необходимые средства защиты для медиков.
Очень оперативно получил ответ, что «сейчас лучшее предложение составляет от 0,6 до 2,50 евро за один респиратор N95. Если можете предложить лучшую цену, дайте знать». Это все было 17 марта.
Я связался с президентом крупнейшего китайского производителя медицинских товаров – госкорпорацией Camce – господином Ванга и через час предложил Винькеле и Лабсвирсу прямые поставки от Camce по цене 0,53 - 2,30 евро за маску.
И на это мне ответили, что получили предложение закупить маски по цене 0,40 - 1,90 евро. Я слегка удивился, совершенно нереальные цифры… но ОК, слава Богу проблема решена.
И тогда в СМИ стала появляться информация, что там что-то перепутали и что-то пошло не так. И вечером я увидел пояснения: именно в тот день Винькеле при помощи своего посредника закупила маски за 0,66 - 3,20 евро за респиратор. То есть говорила не всю правду о имеющихся предложениях.
Умножите разницу в цене на почти 3 миллиона (евро), которые были получены от Винькеле любимыми ею Saules aptieka и GP Nord (за поставки масок и респираторов). Тут я добавлю, что у меня нет нареканий за то, что Lauma за маски получила оплату в 0,57 центов… какой-никакой местный производитель. Но так бессовестно использовать государственные деньги на импортных поставках…
Как эта нехорошая женщина вообще может теперь медикам в глаза смотреть, медикам, которые в эти дни жизнями рискуют своими, чтобы такие винькеле могли продолжать делать что хочет? Очень удобно, прикрываясь чрезвычайной ситуацией, в тайне раздавать заказы…
Кто знает, сколько таких тайных заказов Винькеле еще планирует нам подсунуть и почему информация о необходимых закупках не публикуется до, а не после факта закупки… Может быть Екабс Страуме (глава KNAB) может ответить?
Интересно, что в течении пары часов после того, как я опубликовал это мнение в Facebook мне написали многие бизнесмены, занимающиеся медицинскими товарами, чьи куда более выгодные предложения, сделанные Министерству здравоохранения тоже были проигнорированы. Судя по всему, Винькеле прекрасно понимает закат своей яркой политической карьеры и допускает, что уже можно… что коса не найдет на камень.
И еще одно интересное наблюдение… мне писали и звонили многие видные политики и высокие чиновники, многие полуолигархи-бизнесмены, – молодец, Айвар, давай, вломи этой нехорошей женщине, она это давно заслужила. А на мой вопрос, чего же ты cам то не скажешь это публично, ответ был один и тот же: ну чёрт знает, чем все это закончится, у нас там проекты, госзаказы….
Вспомнил свой недавних разговор с хирургом Артисом Гулбисом. После нескольких интервью, в которых он указывал на странное поведение Министерства здравоохранения во время кризиса с Covid-19, он получал кучу благодарственных смсок и звонков, но никто не поддержал его публично.
Что с нами, латышами такое? Прогнившие конъюнктурщики?"
Отметим, что сегодня Илзе Винкеле опубликовала в Твиттере сообщение о том, что в рамках публичности и открытости Минздрав решил предоставить данные по всем закупкам, связанным с коронавирусом.