Меня как знатока «нелатышской» части электората Латвии в последние дни часто спрашивают – ну как же так? Те, кого в соседнем государстве разгоняют дубинками, физически истязают и морально унижают - все же братский народ для наших русских. Разве они не сочувствуют им? Разве они не видят, что этот человек, который ни дня не служил в армии, а только нацепил на себя маршальский мундир, на самом деле смешон? Необразованный манипулятор, деспот, потерявший чувство реальности?
Я убежден, что наши русскоязычные сограждане это видят и понимают.
И они не за Лукашенко, а это инстинктивная оппозиция латвийской политике, побочные эффекты которой они ощущают на себе здесь и сейчас. У них не было возможности реализовать себя в латвийской политике, поэтому они ей не доверяют.
Как тяжелый якорь в демократическую Латвию вмонтирован этнический суррогат – разделение партий на «латышские» (правильные) и «русские» (плохие, прокремлевские, готовые продать родину). И обязанность каждого патриота Латвии – ненавидеть все русское и голосовать за «латышские» партии, чтобы они управляли (разделяли, раскалывали, распиливали) веки вечные…
Горьки ростки из таких семян.
Латвийский русский электорат фактически – без реального политического выбора. Он может проголосовать за тех или этих, но при этом останется неуслышанным. Если проголосует за «правильных», то обеспечит еще больший мандат на ограничение своей национальной идентичности (образование – только по-латышски!), если за «неправильных» - автоматически делегирует свой голос оппозиции. И чем больше будет это представительство, в тем более глубокой оппозиции оно окажется.
Кажущаяся поддержка латвийскими русскими правления Лукашенко – это скорее сигнал не власти Белоруссии, а нашим собственным правителям. Что латвийские русские хотят демократию, реальное участие и представительство здесь и сейчас. Пока мы это не услышим, этот тяжелый якорь не позволит нам идти вперед.
Янис Урбанович, глава фракции "Согласияя" в Сейме.