С понедельника частично открыт только пограничный переход Дольхобычов-Угринев, через который могут проехать пустые грузовики. Это ослабляет напряженность, но незначительно.
Польские и словацкие перевозчики хотят, чтобы Европейский союз (ЕС) восстановил разрешения на ограничение транзита для украинских перевозчиков. После нападения России на Украину ЕС изменил процедуру импорта украинских товаров, значительно упростив ее, введя электронную очередь, но польские перевозчики стали замечать, что им приходится стоять, пока украинцы проезжают. Польские и словацкие перевозчики считают, что существует нечестная конкуренция, когда к ним предъявляются строгие требования, которых нет к украинцам.
Ситуация на польско-украинской границе приносит значительные убытки нескольким латвийским предприятиям, поэтому представители промышленности обращались к правительству с настоятельной просьбой, проводились всевозможные обсуждения с польскими коллегами, в том числе на уровне Министерства иностранных дел и Министерства земледелия. Но никакие переговоры, ни на каком уровне не принесли никаких результатов, по крайней мере, пока.
Беда в том, что в Польше пока нет дееспособного правительства - Матеуш Моравецкий из партии "Право и справедливость" является "хромой уткой" на посту премьер-министра, поскольку не надеется на вотум доверия в парламенте, назначенный на 11 декабря.
Член правления Латвийской федерации продовольственных предприятий (LPUF) Лигита Турнере рассказала, что забастовка польских автоперевозчиков ежедневно наносит ущерб пищевой промышленности, причем не только крупным производителям продуктов питания - страдают также торговцы, транспортный сектор и другие. Страдают как те, кто перевозит товары из Украины, так и те, кто перевозит товары в Украину, поскольку движение нарушено в обоих направлениях. Инара Шуре, председатель ЛПУФ, уже заявила, что производители ищут решения, ищут новые рынки для поставок сырья, но цены на сырье в других странах будут выше, чем в Украине. Это, в свою очередь, означает, что производители будут вынуждены повышать цены на продукцию.
Янис Энделе, президент Латвийского союза рыботорговцев, директор по развитию ООО "Каравела", отметил, что его компания теряет деньги, но не критично, однако ситуацию в рыбном и пищевом секторе в целом можно рассматривать как угрожающую кризисом. Экспорт рыбоперерабатывающих компаний сократится как минимум на 10 миллионов евро: «Латвийским компаниям, которые, несмотря на войну, продолжают активно сотрудничать с Украиной, грозит полная остановка бизнеса. Деятельность польских автоперевозчиков на украинско-польской границе равносильна экономической блокаде всей Украины".
"Привилегии украинцам и отмена импортных пошлин были благими намерениями, но они наносят огромный ущерб", - говорит Рауль Абикис, владелец LatCraft. - К сожалению, половина страны воюет, а другая половина ворует все, что может, и ввозит это в Европу. Рынок наводнен украинской древесиной, деревянными контейнерами и досками, а леса разворовываются в огромных масштабах. Мы не можем конкурировать с производителями, у которых нулевые материальные затраты! Мы скрежещем зубами и ждем лучших времен. Когда-то у фабрики, принадлежащей LatCraft, был многомиллионный оборот, но сейчас он упал ниже одного. Из 22 работников осталось пятеро. Простои дорого обходятся. Мы сможем продержаться еще год, но после этого завод, скорее всего, придется закрыть. LatCraft занимается и другими видами бизнеса - обслуживанием зданий, строительством и ремонтом мостов и зданий, - так что он держится на плаву, но производство деревянных поддонов и упаковки сейчас нерентабельно".
Это тот случай, когда блокада польско-украинской границы полезна для бизнеса LatCraft, так как не позволяет древесине покидать Украину, но Абикис не рад этому - он считает, что проблем с Украиной в ЕС гораздо больше, чем вопрос с автоперевозчиками.
Чего требуют польские перевозчики?
После вторжения России в Украину в феврале 2022 года Евросоюз создал так называемые "коридоры солидарности", чтобы облегчить грузовые перевозки между странами ЕС и Украиной. Это было нужно, в первую очередь, для доставки гуманитарной и военной помощи, а также для экспорта зерна, который стал практически невозможен из-за блокады Россией украинских портов. В то же время украинским водителям был облегчен въезд в ЕС. Теперь выданные в Украине водительские права и удостоверения профессиональных водителей признаются и в ЕС, пишет Deutshe Welle.
В результате произошла "экспансия" украинских транспортных компаний на рынке ЕС, объясняет Ежи - предприниматель в сфере грузовых перевозок из города Бяла-Подляска, расположенного недалеко от польско-украинской границы. "Украинцы обходятся дешевле, им не нужно соответствовать европейским стандартам, поэтому у них есть большие преимущества, - сетует он. - Им разрешено перевозить любой груз в Европе по более низкой цене, в то время как мы, польские перевозчики, должны соответствовать всем стандартам ЕС и платить дорогие взносы на социальное страхование".
По его словам, все это позволило украинским компаниям завоевать большую часть рынка - за счет польских перевозчиков. Раньше украинские компании выполняли 60% трансграничных перевозок, а польские - 40%. Теперь соотношение составляет 90% к 10% в пользу украинцев, утверждает собеседник DW.
Ежи состоит в недавно созданном "Комитете для защиты прав транспортных компаний и работодателей в сфере логистики". Именно эта организация и стала инициатором акции протеста на польско-украинской границе. Вместе со своим коллегой Мареком Оклинским Ежи отрабатывает 24-часовую смену дежурства в небольшой палатке. Рядом с ней стоят два грузовика, на которых висят транспаранты с лозунгами польских перевозчиков.
Их главное требование - вернуть обязательные разрешения на перевозки для водителей из стран, не входящих в ЕС, которые упразднили для украинских водителей. Это позволило бы польским транспортным компаниям вернуть утраченную долю рынка, объясняет Оклинский.
Он говорит, что с пониманием относится к чрезвычайной ситуации в Украине. Протест дальнобойщиков не направлен против срочно необходимых грузов, подчеркивает активист: "Нет никаких проблем с гуманитарными и военными перевозками. Их пропускают без очереди. То же касается и грузов со скоропортящимися продуктами".
Между тем для всех остальных фур действует правило, по которому через границу пропускают только три машины в час. Чтобы проверить груз украинцев, польские перевозчики просят показать им сопроводительные документы.
"Я уже видел прицепы с роскошными автомобилями, которые были официально зарегистрированы как военная помощь и поэтому их пропускали без очереди", - говорит один из протестующих, который не захотел указывать свое имя. О подобных случаях писали и польские СМИ.
"На украинской стороне границы процветает коррупция. За взятку в 600 евро границу можно пересечь без проблем. В то же время некоторые таможенные службы "специализируются" на регистрации коммерческих товаров как колонн с гуманитарной или военной помощью", - возмущаются польские предприниматели в интервью DW.
У украинцев свои претензии к полякам. "Поляки мстят нам за то, что им тоже приходится ждать на украинской стороне, но мы, водители, в этом не виноваты. Неправда, что мы отнимаем у них работу. В конце концов, у них есть весь европейский рынок", - говорит разгневанный водитель из города Ковеля Волынской области Украины.
"Послабления, которые украинцы получили от ЕС, морально оправданны, считает Павел из Харькова. "Мы единственные, кто ездит в зону боевых действий. Польский водитель доезжает максимум до Львова, разгружается там и уже чувствует себя героем. Потом он быстро едет домой и еще обижается, что ему приходится ждать на границе".