Закручивание гаек в отношении великого и могучего, который является родным примерно для 40% населения, идет споро и весьма успешно. На русском (поскольку он не является языком ЕС) уже запрещена предвыборная агитация. В скором времени на нем запретят общаться с пациентами латвийским врачам. А в планах Минобразования — отказаться от русского как второго иностранного в основных школах уже в 2026-2027 учебном году. Его заменят преподаванием одного из языков ЕС.
Более того, из соображений национальной безопасности латвийские общественные СМИ предполагается не позднее 2026 года полностью перевести на государственный. И едва министр культуры Агнесе Логина заикнулась, что, по ее мнению, СМИ должны предоставлять контент и на русском, как Нацобъединение немедленно потребовало ее отставки (правда, безуспешно).
Однако националисты не намерены останавливаться на достигнутом и полны решимости изгнать русский из латвийского информационного пространства полностью и окончательно. Как говорится, не мытьем, так катаньем. А посему предложили новый план, который избавит Латвию от газет, журналов, книг и прочей печатной продукции на чуждом ей языке.
Сделать это тевземцы предлагают с помощью манипулирования налогом. Надо ввести льготный НДС в размере 5% для всей печатной продукции, которая издается на официальных языках ЕС, стран-кандидатов ЕС и стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). А тех, кто издает печатную продукцию в Латвии на других языках, - обложить налогом по полной, заставив их платить 21%. После такого русские издатели наверняка «загнутся», поскольку газеты, журналы, книги и брошюры попросту не выдержат конкуренции. Собственно, этого и добиваются националисты, предлагая распространить такие нормы еще и на электронные издания. Чтобы уж точно – наверняка.
Удастся ли им это, станет известно сегодня. Сейм должен решить, передавать поправки националов в «Закон о налоге на добавленную стоимость» в комиссию по бюджету и финансам или нет. И тут надежда лишь на то, что предложение носит явный дискриминационный характер, противоречит европейским нормам, а потому, вероятно, будет отвергнуто.