В публикации, которую подготовил эксперт по вопросам боевых дронов Дэвид Хэмблинг, сказано, что в прошедшем месяце Россия направила по украинским целям 426 дронов-камикадзе, в то время как Украина ответила 520 такими беспилотниками. Автор ссылается на данные OSINT-аналитического аккаунта Shahed Tracker в сети Х (бывший твиттер).
По мнению Хэмблинга, «Россия, вероятно, не столь эффективно может сбивать атакующие дроны, и похоже, что украинские удары наносят больший экономический ущерб нефтеперерабатывающим заводам и другим объектам».
«Украина, возможно, завоевывает превосходство в стратегической войне дронов дальнего радиуса действия — и президент Зеленский обещает появление большего числа еще лучших ударных дронов», — отмечает эксперт.
Он пишет, что сейчас Россия производит около 120 ракет в месяц — и примерно такое же их число ежемесячно выпускает по целям в Украине. При этом ударные дроны типа «шахед» при низкой стоимости позволяют ей наносить удары на большом расстоянии, более 1,5 тыс. км., а возможно — и до 3 тыс. км.
В рамках одного удара Россия как правило выпускает до 30 «шахедов», но в Украине их отслеживает целая сеть микрофонов, которые настроены на характерный «мопедный» звук моторов. Затем их сбивают мобильные группы ПВО, вооруженные тяжелыми пулеметами.
Многие такие беспилотники также уничтожают зенитные ракеты, а часть сбивают с курса системы радиоэлектронной борьбы, сказано в публикации.
По данным автора, Украина как правило сбивает 90% «шахедов», а иногда и все 100%. Хотя некоторые беспилотники все равно наносят ущерб, эта угроза, похоже не увеличивается, считает автор.
В ответ Украина разработала большое число своих собственных ударных дронов: по данным экспертов, она применяет по меньшей мере 22 модификации беспилотников — от переработанных легкомоторных самолетов до устройств, оборудованных реактивными двигателями.
В последние недели Украина часто осуществляет массированные атаки российских объектов своими беспилотниками, которые иногда сопровождаются ударами при помощи ракет западного производства, пишет Forbes.
По подсчетам автора, в июле Украина резко увеличила число таких ударов: их было 524 по сравнению с примерно 200 в июне и мае.
Эти атаки были направлены как против российских энергетических объектов, так и авиабаз, что ставит армию РФ перед непростым выбором: отводить ли системы ПВО с линии фронта и какие именно цели защищать в первую очередь.
В декабре прошлого года министр стратегической промышленности Украины Александр Камышин заявил, что в 2024-м он намерен обеспечить производство 10 тыс. ударных дронов, то есть более 830 в месяц.
Пока Украина не смогла превысить цифру в примерно 600 беспилотников, выпущенных Россией по целям в Украине в марте и декабре. Однако показатели июля могут свидетельствовать о переломе в войне дронов, считает автор.