Вернуть украинских мужчин в страну решили помочь некоторые политики из Польши и Литвы. Латвийские же власти ожидают от Украины официального запроса, после чего тщательно оценят его в сотрудничестве со странами-членами ЕС, сообщает Латвийское Радио 4.
Сергею 40 лет, он беженец из Донецкой области. Его город оккупирован российскими войсками, дом разрушен. Сергею удалось скрыться от насильственной мобилизации, организованной российскими войсками, и он приехал в Латвию. Здесь он нашел работу на одном из строительных складов. Срок действия украинского зарубежного паспорта у Сергея истекает в конце 2024-го года. Вернуться в Украину он не может - не к кому, да и денег нет на поездку.
«Вопросов у меня очень много. Я не понимаю, как всё это будет работать не только в Латвии, но и в Украине. Многие выезжали через оккупированные территории, у них был только внутренний паспорт или вообще не было документов. Ну ладно, беженцы. А что делать с теми, кто приехал сюда задолго до войны? У них здесь семьи, жилье, хорошая работа. У них вообще нет ничего в Украине. Возможно, только родственники остались».
Украинский политолог, директор Института мировой политики Евген Магда считает, что нужно найти другой способ решения проблемы возвращения людей в Украину.
«Я, к сожалению, не думаю, что запрет на предоставление консульских услуг приведет к значительному потоку возвращения украинских граждан. Я, честно говоря, удивлен тем, что украинское правительство не создало информационного повода для того, чтобы объяснить украинским гражданам - мужчинам призывного возраста, что их ожидают в Украине. Я б это видел в виде тура популярных музыкантов, которые служили в рядах ВСУ – Тарас Тополя, Андрей Хливнюк, Сашко Положинский и другие. Если бы они побывали в станах Балтии, Польше, Германии во время рассмотрения законопроекта про мобилизацию и свои выступления сопровождали рефреном: «Ребята, вы нам нужны в Украине», то после этого, по моему мнению, было бы другое отношение к мобилизации. Но случилось, как случилось. И решение о приостановлении консульских услуг не создаст значительного приплыва желающих защищать Украину. Потому что есть такое чувство, что те, кто хотели быть добровольцами, сделали это еще в 2022 году».
По информации Управления по делам гражданства и миграции ЛР, на данный момент в Латвии проживает более 53 тысяч граждан Украины, из них 44644 – украинские беженцы, имеющие статус временной защиты Латвии. Сколько из них мужчин призывного возраста – неизвестно. Что делать этим людям, если возникла необходимость в консульской услуге? Пока ждать. В посольстве Украины в Латвии ответили, что ожидают от украинского МИДа алгоритма действий и правил, как в будущем можно будет действовать в каждом конкретном консульском вопросе.
Директор Института мировой политики Евген Магда считает, что граждане Украины, где бы они ни находились, заслуживают от своего правительства четкого объяснения, что будет происходить далее. «Я надеюсь, что с 18 мая, когда вступит в силу Закон о мобилизации, эта ситуация наладится и будет издан подзаконный акт или нормативный документ, регулирующий предоставление определенных услуг тем людям, которые законно пересекли границу Украины. В этой ситуации зачищать всех под одну гребенку мне кажется нерационально».