"Я не собираюсь отдаляться от Национального союза, - заявил в беседе с "Неаткаригой" председатель Думы Огрского края Огре Эгилс Хелманис (Нацблок). - Иногда между членами объединения возникают разногласия, но Нацблок - единственная партия, которая выступает за национальные ценности, поэтому других вариантов нет. Хотя иногда мнения расходятся, мы все равно объединяемся вокруг общей цели и делаем совместную работу», — говорит Хелманис.
Но сейчас в стране так много тем, по которым можно выразить свое мнение, так много правонарушений, с которыми нужно бороться, но голос и мнение Нацблока не слышны. Как Хелманис может объяснить такое политическое молчание? «Как я могу комментировать действия других людей?, - продолжает Хелманис. - Я практик, как говорится, из провинции. Что я могу сказать о рижанах? Для нас важнее пахать и сеять, собрать урожай. Открыть новую школу...» Он иронично добавляет, что «Хелманис в Огре пытался организовать выставку фарфора, и все меня осудили».
По мнению Хелманиса, рейтинги не показывают "плохости" Нацблока, а разговоры в политическом закулисе о возможном расколе партии - это слухи. «Раскол будет означать смерть Национального союза, и все это понимают. Более того, Нацблок является единственной политической силой, поддерживающей национальную идею в стране. В последнее время мы редко слышим, чтобы кто-то говорил о национальном государстве в коридорах власти. Мы говорим о партнерстве, о неправительственных организациях, которые присосались к госбюджету, но мы не говорим о национальном государстве и его ценностях. Мне, как крестьянину, хотелось бы, чтобы в Риге националы сказали бы свое веское слово, но, наверное, каждый поступает так, как считает нужным. Однако Нацблок несет национальную идею, и пока они это делают, я буду с ними», — объясняет Хелманис.
Слухи о возможном расколе Нацблока усилило заявление председателя партии Райвиса Дзинтарса в соцсетях от 25 января: "Хочу сообщить, что с сегодняшнего дня Александр Кирштейнс больше не является членом Национального объединения". Это было и не было сюрпризом одновременно. "Кирштейнс никогда не был командным игроком", - прокомментировал этот факт один из представителей Нацблока.
Райвис Дзинтарс отметил, что сотрудничество с Кирштейнсом никогда не было легким. На решение о прекращении сотрудничества повлияла и поездка депутата в Китай. Дзинтарс, однако, заявил, что позиция Нацблока не направлена против Китая или против поддержания с ним дипломатических отношений, но внешнюю политику необходимо сделать "единой и скоординированной".
И все же - с другой стороны - столь быстрое прекращение отношений может побудить и еще некоторых членов Нацблока подумать о своем нахождении в этой партии. Кроме того, потерять глубоко эрудированного и политически опытного Кирштейнса - это настоящее безумие - особенно в ситуации, когда многие думают: Нацблок проявляет мало активности.
В разговоре с вице-мэром Риги Эдвардом Ратниексом (Нацблок) выяснилось, ч о по его мнению Нацблок весьма активно работает: "Мы закроем четыре русские школы: они не соответствуют критериям Минобразования, они полупустые и в этом месяце мы с ними решим. И важно переименовать восемь улиц. Эти вопросы готовились целый год, и больше всего препятствий чинили «прогрессивные». Но о нас – я имею в виду Нацблок – судят по нашим делам. Если мы не выполним то, что обещали, люди подумают о нас… плохо».
В плане "прогрессивных" - нет ничего удивительного - группа либеральных марксистов делает все, что может, и делает это везде - не только в Рижской думе, но и в Сейме, и в правительстве. Поэтому вполне естественно, что еще не растерявшие мозги члены «Нового Единства» начали думать – а что делать с этими агрессивными маргиналами? Витает идея заменить «прогрессивных» людьми из «Объединенного списка», но без свержения правительства это невозможно.
Против «прогрессивных» выступил и Нацблок, и это одна из немногих активностей этой партии, которая, тем не менее, примечательна: речь идет об отставке министра Бришкена, которой требует Нацблок. В этой области националисты едины. «Я не чувствовал, что внутри партии существовали какие-то радикально отличающиеся мнения, которые указывали бы на возможный раскол, — говорит Эдвинс Шнор (Нацблок), — но, конечно, были проблемы, на которые члены партии реагируют по-разному. Например, вопрос Петра Авена и Эгиса Хелманиса. Мнения были самые разные, но все так и повисло в воздухе».
Шноре признается: «Если люди утверждают, что не замечают нашей активности, это значит, что нам нужно активизироваться. На следующем заседании фракции Сейма я выскажу такое мнение: люди нас не видят».
"Было бы хорошо, если бы было не только выражение мнения, но и проведен серьезный анализ: почему не было видно Национального Союза? В то время, когда было что сказать. В то время, когда в обществе господствуют идеи либерального марксизма, ведущие страну к разорению. Как сказал Хелманис, Нацблок – единственная политическая сила, которая поддерживает национальную идею. Именно поэтому есть желание наконец «увидеть» Национальный Союз и его лидеров", - пишет Вейдемане.