Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Суббота, 04. Мая Завтра: Vijolite, Viola, Vizbulite

Пациентов ждет незавидное будущее: Винькеле об упадке здравоохранения и трусости Кариньша (2)

Бывшая министр здравоохранения Илзе Винькеле – фигура противоречивая. Её обвиняют в излишней резкости и отсутствии дипломатичности. Однако она абсолютно точно очень яркий политик. Так что нет ничего странного в том, что и ее политические результаты весьма неоднозначны. На выборах в Сейм в 2018 году она шла первым номером от партии “Attīstībai/Par!”, а затем слетела на последнее место. Плюсиков получила много, но вычеркиваний еще больше. Сейчас против Винькеле идет судебный процесс. Бен Латковский пригласил экс-министра на большое интервью для «Неаткариги». Приводим его текст в сокращении и переводе.  

- В тот момент, когда премьер-министр Кришьянис Кариньш потребовал вашей отставки, правительство висело на волоске. В каком-то смысле вы были выбраны в качестве козла отпущения, которого нужно было принести в жертву. Как Вы чувствовали себя в этой неблагодарной роли, и почему премьер-министр выбрал именно Вас?

- Это нужно спросить у самого Кариньша, но я думаю, что все началось с того, какой я человек. И тут снова надо спросить у моих родителей. Потому что эта способность вызывать огонь на себя на ровном месте, огребать там, где нормальные люди выходят сухими из воды, чтобы не промочить ноги, была со мной столько, сколько я себя помню.

- Как недавно в интервью сказал режиссер Алвис Херманис: я не могу держать рот на замке.

- Со мною так же. Я тоже не умею держать язык за зубами и не боюсь лезть туда, где меня могут... как однажды сказал мой коллега Карлис Шадурскис, у меня нет инстинкта самосохранения. Если в начале, признаюсь, я испытывала огромную обиду и ощущала несправедливость, то сейчас у меня осталось только ощущение несправедливости. С самого первого дня работы первого правительства Кариньша нам пришлось нелегко. Мы с премьер-министром начали не на хорошей ноте. У него радикально иной взгляд на систему здравоохранения, чем тот, в который я верю, которому меня учили, и который я считаю подходящим для социально ответственного государства. Если в мирное время это можно было рассматривать как простое расхождение во взглядах, то во время кризиса, и особенно во время затяжного кризиса, эти противоречия в какой-то момент привели к взрыву.

- Давайте уточним, о како именно кризисе идет речь?

- О кризисе с Covid-19.

- Я спрашиваю об этом потому, что первый относительный кризис был в конце 2019 года, когда обсуждался бюджет на 2020 год и правительство собиралось предоставить медикам повышение зарплаты, за которое проголосовал парламент. Тогда вы призвали парламент выполнить это решение за счет увеличения дефицита бюджета, но ваше предложение было довольно резко отвергнуто г-ном Кариньшем.

- Кариньш еще в период формирования правительства звонил людям из моей партии ["Attīstībai/Par!"] и выражал опасения, сможем ли мы сработаться. Если мы говорим о конце 2019 года и принятии бюджета на следующий год, то здесь партия Attīstībai/Par! совершила свою первую ошибку, потому что именно в этот момент нужно было учиться у наших коллег из Нацблока и поставить вопрос ребром. Да, бюджет нужен, правительство есть, но мы не должны так откровенно подводить сектор, которому несколько месяцев назад эта же коалиция обещала повысить зарплаты. Партии следовало быть более жесткой. Но установка была, что наш основной план - это региональная реформа. Я понимаю это всей душой. Желание быть рациональным очень заманчиво, но оно не всегда верно. Позже, во время кризиса, в какой-то момент оказалось, что Министерство здравоохранения, коллеги из Государственной пожарно-спасательной службы и Центра управления кризисом остались одни на поле. Остальные куда-то разбрелись.

- В каком смысле?

- В прямом. Тебе нужно действовать незамедлительно, в необычной ситуации. Решение объявить в стране чрезвычайную ситуацию далось не слишком легко. Для это нужно было проделать огромную работу. И все это в обстоятельствах, когда информации практически нет. Когда ни у кого нет опыта управления кризисом, когда коллектив не похож на кулак, когда речь идет о правительстве в целом, когда есть новый парламент и огромное общественное недоверие. В этот момент вы должны принять решение, масштаб, влияние и продолжительность которого вы никак не можете предсказать.

- И как дошло до того, что вам велели уйти?

- Я могу только предположить причины. Не могу сказать, что это произошло из-за того, что у нас с премьер-министром разные взгляды на мир, но все закончилось тем, чем закончилось. Он возглавляет команду и имеет право выбирать, с кем работать. После первых шести месяцев кризиса стало ясно, что меры эпидемиологической безопасности больше не могут сводиться к сектору здравоохранения, потому что меры поддержки людей, которых мы по политическим соображениям решили оставить дома без работы, сталкиваются с религией фискальной дисциплины. Это больше не является компетенцией и ответственностью Министерства здравоохранения. Когда премьер-министр должен стать более вовлеченным, и взять на себя большую ответственность, тогда картина становится более сложной.

Формальной причиной моей отставки был план вакцинации, который не удовлетворил премьер-министра. Дело не в том, что плана не было, а в том, что ему не нравилось его содержание. Затем появилась вторая причина - закупка вакцин производства Pfizer. За это меня сейчас судят. Я была уволена не за закупки Pfizer, а потому что премьер-министр посчитал, что план вакцинации был слишком медленным и неправильным.

- Вы сказали, что у вас с премьер-министром принципиально разные взгляды на систему здравоохранения. Как проявились эти фундаментальные различия?

- Основное различие заключается в том, как должно финансироваться здравоохранение и какую часть финансового бремени должен нести пациент. Я абсолютный фанатик целостного подхода к здравоохранению. Это мое убеждение. Я считаю, что здравоохранение - это право человека, и точка. Я верю, что основные принципы - здоровые платят за больных, молодые за старых и богатые за бедных - являются китами, на которых зиждется гуманное здравоохранение. Господин Кариньш – продукт Америки, состоятельный человек. Он может оплатить медицинское обслуживание. Ему не нужно полагаться на эти принципы солидарности. Я бы добавила, однако, что так все и происходит до того момента, пока человек не заболевает чем-то очень серьезным, лечение чего даже состоятельный человек не сможет полностью оплатить. Наше фундаментальное расхождение заключалось в следующем: почему мы должны беспокоиться о перераспределении? Почему люди не могут платить за страховку? Во фразе "давайте введем национальное медицинское страхование" непонятно, что имеется в виду. Кроме того, что людям с более низкими доходами, крути как хочешь, придется платить больше.

- Сейчас высказываются опасения, что мы медленно движемся в сторону платной медицины. Как вы прокомментируете эти опасения?

- У нас уже существует де-факто платная медицина. Сумма, которую платят пациенты за получение услуги, составляет более 40%, что является одним из самых высоких показателей в странах ЕС, если не самым высоким. Мы можем работать над более эффективным использованием имеющихся у нас денег, но если у нас на два процентных пункта меньше ВВП на здравоохранение, чем у наших соседей, то на эти два процентных пункта (а это чуть меньше миллиарда евро) люди получают меньше анализов, лекарств и всего остального.

- И каким может быть решение?

- С 2010 года в ежегодных рекомендациях Европейской комиссии повторяется одно и то же. Во-первых, мы платим меньше налогов относительно ВВП, чем другие страны. Поэтому у нас меньше средств для перераспределения. Мы собираем меньше налогов на недвижимость, меньше налогов на капитал. В рекомендациях на 2020 год ЕК пишет: показатели фискального риска низкие, с пояснением под звездочкой. Они низкие, потому что у вас низкие пенсии и плохо финансируется здравоохранение. Если бы вы изменили эти позиции... так что мы защищаем нашу налоговую систему, наша мантра - низкий бюджетный дефицит. Не меняя налоговую систему, мы можем сохранить низкий дефицит, потому что у нас низкие пенсии и низкое финансирование здравоохранения. Я не знаю, что мы должны решить для себя. Давайте еще раз прочитаем, что они нам пишут.

- Удастся ли на ваш взгляд что-то изменить нынешнему министру Лиге Меньгелоне?

- Я искренне желаю Лиге всяческих успехов. Реализовать что-то, что принесет ей удовлетворение. Это был бы оптимистичный сценарий. А реалистичный, умеренно пессимистичный - я бы хотела, чтобы она не перегрелась и не перегорела, но наиболее вероятный сценарий заключается в том, что не будет ничего удивительного, если ее столкнет Объединенный список, и премьер-министр не будет ее соратником, и Лиге будет очень, очень трудно там что-то сделать. Положительным моментом является то, что зарплата больше не является требованием врачей номер один. Другое дело, что пациентов ждет незавидное будущее.

Комментарии (2) 13 реакций
Комментарии (2) 13 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Очень дорогие сладости: три конфетки из Латвии едва не обернулись тюремным сроком (2)

Зрительница передачи рассказала о том, что пришлось пережить ее знакомому, который отправился в Абу-Даби, взяв с собой в подарок упаковку конфет от Skrīveru saldumi, где некоторые конфеты содержали семена конопли. "Хочу поделиться тем, что пришлось пережить моему знакомому, когда он ездил навестить родителей в ОАЭ. Во время перелета из Риги в Абу-Даби он попал в серьезные неприятности, которые едва не закончились тюремным заключением, поскольку в качестве подарка из Латвии я дала ему с собой набор "скриверских коровок" в 250-граммовой упаковке. При прилете в Абу-Даби сотрудникам аэропорта на контроле багажа содержимое этого пакета показалось подозрительным, так как через маленькое прозрачное упаковочное окошко заметили конфету с зелеными листьями конопли..." - рассказала зрительница передачи Дайна. Сотрудник аэропорта

Везя с собой из Латвии подарки для друзей и родственников, живущих за границей, следует быть внимательными, особенно при полетах в страны, законодательство которых сильно отличается от нашего. Из-за трех конфет латвиец чуть не получил год тюремного заключения в Объединенных Арабских Эмиратах, пишет портал Jauns.lv со ссылкой на передачу LTV "4. studija".

Читать
Загрузка

Настойчиво приносил цветы к снесённому памятнику: в Резекне задержан мужчина (2)

В период с 15 марта по 14 апреля полиция выявила три эпизода, когда мужчина возлагал красные и белые гвоздики на месте так называемого памятника "Алеша". Памятник был демонтирован в конце 2022 года. Первоначально по каждому из эпизодов было возбуждено дело об административном нарушении за прославление военной агрессии, однако после установления личности, опроса и выяснения мотивов было принято решение переквалифицировать правонарушение в уголовное преступление, связанное с оправданием военных преступлений. 15 марта мужчина возложил семь красных гвоздик, 6 апреля три белые гвоздики, 14 апреля пять красных гвоздик. Государственная полиция напоминает, что 9 мая в Латвии не допускаются публичные развлекательные и праздничные мероприятия, собрания, шествия и пикеты, которые противоречат интересам национальн

Полиция в Резекне задержала мужчину 1976 года рождения, который в целях прославления войны настойчиво клал гвоздики на место снесенного памятника воинам советской армии, сообщили в Государственной полиции.

Читать

Каким будет День восстановления независимости Латвии? Прогноз погоды на 4 мая (2)

Погода в субботу будет преимущественно солнечной и сухой, но временами солнце будут закрывать облака. Слабый ветер сохранится. Воздух прогреется до +18...+23 градусов, но на побережье будет немного прохладнее - до +13...+18 градусов. В Риге 4 мая будет преимущественно солнечно и сухо, лишь во второй половине дня на небе начнут появляться облака. Подует слабый ветер, а столбик термометра поднимется до +20...+22 градусов.

Субботний праздничный день будет солнечным и теплым, прогнозируют синоптики Латвийского Центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать

Отставники и члены их семей: экзамены по латышскому будут сдавать ещё несколько тысяч граждан РФ (2)

Поправки коснутся некоторых граждан России, у которых до сих пор не требовалось знание государственного языка. В эту группу входят более 3 100 человек в возрасте до 75 лет. Вероятно, у людей старше 75 лет требовать знаний государственного языка не будут. В эту группу входят в том числе отставные советские военнослужащие и члены их семей. Законопроект предусматривает, что постоянный вид на жительство (ВНЖ) для данной группы российских граждан в одном случае будет действовать до 15 мая 2025 года, если необходимые документы для получения статус постоянного жителя ЕС не будут поданы в Управление по делам гражданства и миграции (PMLP) до 30 апреля 2025 года. Во втором случае до 15 сентября 2025 года - для лица, которое должно подтвердить владение госязыком для подачи документов на статус постоянного жителя ЕС, если

В четверг, 2 мая, Сейм концептуально, в первом чтении, поддержал поправки в Закон об иммиграции, согласно которым требование о знании государственного языка планируется распространить еще на несколько тысяч граждан России, живущих в Латвии, сообщает rus.tvnet.lv.

Читать

«Нам некуда идти! Отключают газ и воду!» Все жильцы многоквартирного дома должны немедленно съехать. Но куда? (2)

Заключение о прекращении эксплуатации в распечатанном виде с собой не взяли, пришедшим жильцам просто устно сказали, что им необходимо покинуть свои квартиры, и в ближайшее время отключат газ и воду. В качестве представителя жильцов на встрече присутствовала Инесе Лапиня, чья родственница проживает в этом доме. Она работает в управляющей компании, к которой жители дома на улице Драудзибас, 4 собираются перейти в понедельник, чтобы можно было обжаловать оценку опасного состояния здания. «Я пыталась подбодрить пенсионеров, сидевших на лавочках, но у них на глазах были слезы. Действительно безумие! На данный момент люди в шоке», — говорит Инесе. Самоуправление им предложило транспорт, чтобы они могли как можно скорее покинуть здание. Но куда ехать? Никого это не волновало. «Я была шокирована тем, как это сообщили

«Многие злятся, не знают, что делать, потому что им некуда идти. Придется выехать к вечеру вторника. Это безумие!" Об этом порталу LA.LV сообщил Юрис [имя изменено], житель улицы Драудзибас, 4 в Огре. Вчера, 2 мая, состоялось собрание с участием самоуправления, управляющего домом и жильцов, на котором было объявлено, что дом находится в опасном состоянии и должен быть немедленно освобожден.

Читать

Выплата дивидендов Latvijas gāze российским компаниям: СГБ не нашла нарушений (2)

В июле прошлого года Служба государственной безопасности начала расследование в связи с решением Latvijas gāze выплатить дивиденды всем акционерам, в том числе компании Itera Latvija, находящейся под санкциями ЕС. По информации, которой располагает СГБ, Itera Latvija находится под фактическим контролем Игоря Сечина. С 28 февраля 2022 года Сечин, глава российской нефтяной компании «Роснефть» и давний союзник Владимира Путина, внесен в санкционный список ЕС за деятельность, подрывающую или угрожающую территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины. Чтобы ограничить доступ Сечина к финансам, санкции применяются также к компании Itera Latvija. В ходе проверки СГБ выяснила, что Latvijas gāze выплатила дивиденды своим акционерам 23 августа 2023 года, за исключением попавшего под санкции предприятия Itera L

Служба государственной безопасности (СГБ, VDD) не обнаружила нарушений санкций в связи с решением Latvijas gāze выплатить акционерам дивиденды. Latvijas gāze не выплатила дивиденды компании Itera Latvija, которая находится под фактическим контролем Игоря Сечина, находящегося под санкциями. Средства были заморожены, сообщили Латвийскому телевидению в СГБ.

Читать

«Это абсурд! Задача заработать деньги и раздавать бесплатные билеты». Рачс о конкуренции в шоу-бизнесе (2)

"Что касается организации концертов, то у нас в частном секторе всегда возникает вопрос, нужна ли нам вообще эта конкуренция с государственным сектором и справедлива ли она", - продолжает он. Частный сектор пытается продавать билеты, но тут государство требует, чтобы компания с госкапиталом тоже организовывала концерты, но распространяла эти билеты бесплатно. «На мой взгляд, некоторые общества капитала должны быть преобразованы в бюджетные учреждения, потому что так или иначе 70% — это дотации, который они получают. Требовать от них, чтобы зарабатывали деньги как SIA тоже нельзя. Абсурдная ситуация. Это бюджетное учреждение, у тебя есть такие-то средства, за которые ты должен делать то-то и то-то - таким образом не будет создаваться недобросовестная конкуренция", - считает музыкант. Рачс называет эту тему боле

«Общество капитала — это то же самое, что Общество с ограниченной ответственностью (SIA), только с государственным капиталом», — говорит в программе TV24 «Preses Klubs» член правления Латвийской ассоциации издателей, музыкант и продюсер Гунтарс Рачс.

Читать