Белая церковь – таково официальное название - старейшее сооружение Вецмилгрависа. Дата постройки – 1788 год. Уже спустя девять лет храм зарисовал известный этнограф Иоганн Кристоф БРОТЦЕ. Как видим, окрест было всего несколько рыбацких хижин.
Чтобы защитить Белую церковь от половодья, площадку вокруг обнесли валунами. Трудились не только окрестные жители. В то время лютеранский храм служил и тем, кто жил на противоположном берегу реки – в Болдерае. Только через 100 лет там появится своя лютеранская церковь, а до этого на богослужения жители переправлялись через реку. С весны по осень – на лодках, зимой – по льду.
На свои кровные рыбаки обоих берегов купили для Белой церкви орган. Думали не только о хлебе насущном, но и о душе. Этот орган работал до 1859 года, потом его сменил новый. Он и сегодня на службе...
Экскурсантам, приезжающим нынче в Вецмилгравис, прежде всего показывают роскошный Дворец культуры «Зиемельблазма», построенный накануне Первой мировой войны промышленником и меценатом Августом ДОМБРОВСКИМ. Показывают несколько деревянных зданий начала XX века, связанных с именами известных представителей латышской культуры: писателей, скульпторов, композиторов. И только если остается время - ведут к Белой церкви поодаль. А стоило бы начинать знакомство с районом именно с этой церкви – истока здешних мест.
Белая церковь в 1797 году (рисунок Иоганна Кристофа БРОТЦЕ).
Улица, на которой находится Белая церковь, так и называется – BaltAsbaznIcas. Другая сторона церкви выходит на улицу Atlantijas. Тоже знаковую. Когда-то она именовалась KapsEtas (Кладбищенская). Проходит мимо старейшего официального кладбища на территории Риги с XVII столетия.
А дальше – в сторону Вецдаугавы – еще более древние места. Во времена епископа АЛБЕРТА, в 1205 году, там был заложены цистерианский монастырь и замок. В 1640-м на месте руин монастыря возвели лютеранский храм. Официальное название - Святого Николая, а в народе его звали Сканстес - «имя» от оборонительных укреплений, пролегавших рядом.
Храм простоял до 1710 года, но название по сей день сохранилось в топонимике окрестностей. Так называются автобусная остановка и улица - Skanstnieki. Если пройдете по ней до конца – через природный заказник «Вецдаугава», то выйдете к земляным оборонительным укреплениям - валам, сохранившимся еще со времен польско-шведской войны, с XVII столетия...
Белую церковь построили уже ближе к центру сегодняшнего Вецмилгрависа. Со временем вокруг нее и начал складываться крупный район – с жилыми домами, предприятиями, судоверфями.
Начало положили промышленники царской поры, продолжили инициативу в советское время. Тогда в Вецмилгрависе появились два крупных судоремонтных завода, не только ремонтировавших суда, но и строивших их, рыбоконсервные предприятия, один из самых известных в стране рыболовецких колхозов – «9 Мая».
Его суда ходили и в Атлантику, он возводил дома, стадионы, детсады, дом культуры… Многие рижане мечтали устроиться в колхоз-миллионер. А старая Кладбищенская улица в эти годы получила новое название – Атлантияс. На ней же находились Рижская база рефрижераторного флота и порт.
В Вецмилгрависе, рядом с рекой, можно увидеть памятный камень, посвященный старинному мореходному училищу. Оно было открыто в 1876 году и тоже способствовало превращению этих мест в Мекку моряков и рыбаков.
Училище открыли по инициативе латышского просветителя, фольклориста и писателя Кришьяниса ВАЛДЕМАРА, привлеченного царским правительством к работе в высших эшелонах власти в Санкт-Петербурге. Мореходка готовила не только моряков, но и капитанов дальнего плавания и просуществовала до Первой мировой войны...
Болдерайские рыбаки в 1930-е годы.
Белая церковь тоже связана с именами латышских рыбаков и моряков. Многих из них здесь крестили.
В этом храме в 1904 году был крещен и самый известный латышский писатель – Вилис ЛАЦИС. Родился он в этом же районе, в семье портового рабочего. В советское время местная латышская школа носила имя писателя, его именем была названа и улица в Риге – возле порта. Сегодня школу лишили имени, улицу переименовали в Экспорта.
В этом же храме в церковном хоре в юности пел еще один классик латышской литературы – Андрейс УПИТ. И его памятник, стоящий в парке Кронвалда, собираются сносить. Декоммунизация по-латвийски...
Судя по документам, уже с давних пор Белая церковь выполняла и функции маяка.
Сегодня в ее башне размещен прожектор. Зажигается каждые две секунды и светит столько же. Как и много десятилетий назад, освещает путь судам, заходящим в Рижский порт.
В Латвии, конечно же, есть настоящие маяки – внушительнее, красивее. Но такой в стране только один – в Вецмилгрависе, на улице BaltAsbaznIcas. Она – то немногое, что напоминает сегодня о славном прошлом района.
Белая церковь в наши дни.
Нет ни судоремонтных заводов, ни знаменитого рыбколхоза, ни рефрижераторного и рыболовного флотов. Сохранились лишь старинная церковь да название улицы – Atlantijas. Впрочем, сейчас ей смело можно возвращать историческое название – KapsEtas (Кладбищенская)...
кстати
А потомки тех рыбаков, которые когда-то жили в районе и которые на свои кровные покупали для церкви орган, и сегодня остались. По словам продавщиц строительного магазина Вецмилгрависа, каждую весну к ним приходит старичок с палочкой. И закупает много банок с краской. Потом все складывает в тележку-каталку, садится в автобус и едет к Белой церкви. Его иногда можно увидеть во дворе храма – красит церковную металлическую ограду.
Между прочим, большинство жителей района никогда не заходили внутрь храма. Он действительно не часто бывает открыт. Ваш автор, сам местный, побывал там лишь однажды. Скромное убранство, старенький орган и несколько великолепных витражей прошлого столетия.
Служащий рассказал о прошлом храма, с интересом выслушал мой рассказ об окрестностях. Так появилась идея написать о Белой церкви и о районе, где она находится...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива (Первое фото - Такое мореходное училище было в Вецмилгрависе при царе).