Недавно Майрис представил в Polaris нашумевшую книгу «Майрис Бриедис. Есть ли жизнь за гранью спорта?». Книгу-исповедь, в которой каждая строчка -- откровение. Впрочем, и сама встреча с читателями превратилась в искренний диалог, доказывающий, что неудобных вопросов для Майриса не существует.
Запрещённая презентация
-- Майрис, прежде всего мне хотелось бы поблагодарить вас не только за книгу, но и за вашу позицию. За то, что вы смелы и отважны не только на ринге, но и в жизни. Наверное, это нравится не всем. И, вероятно, поэтому на презентацию вашей книги в Spice был наложен запрет. Как вам это объяснили? Какие аргументы привели?
-- Классный вопрос! Презентация в Spice была уже назначена, оговорены день и час. А потом ее вдруг запретили. Скорее всего, организатору позвонили из какого-то высокого влиятельного кабинета. Аргументы привели странные: мол, обо мне плохо пишут в СМИ.
Но мир не без добрых людей -- презентация все-таки состоялась на цветочной базе Florex. Атмосфера в зале была замечательная. Правда, из всех масс-медиа приехала только Privātā dzīve. Я эту журналистку хорошо знаю, она, как и я, Козерог по гороскопу -- тоже упертая. И еще был один фотограф.
Их потом долго полоскали в Сети: зачем, мол, пошли к «ватнику»? Вы, наверное, знаете, что такое «ватник»? В советское время были такие фуфайки, в которых людям было тепло. (Улыбается.)
-- То есть претензии были не к книге, а к вашей гражданской позиции?
-- Я всегда говорю то, что думаю. Когда начинался ковид, я задал вопрос Кабинету министров: почему нельзя поставить лабораторию в аэропорту, чтобы отсеивать тех прилетающих, у которых обнаружен вирус? Мне сказали, что тогда будут нарушаться права человека. А потом эти права нарушались так, как не приснится даже в самом кошмарном сне! Нельзя было ходить по улицам, навещать родных, посещать магазины... Ничего было нельзя!
Когда началась война на Украине, я уже заранее знал, что это затронет русскоговорящих в Латвии. Так и случилось. Я стал говорить об этом, и меня тут же записали в «ватники».
Хочу быть правильно понятым: я против войны, против убийств. Мой вид спорта не нежный и не мягкий, но там есть правила: в боксе не ударишь, когда бить нельзя. А если случилось нокаутировать соперника, ты извиняешься, помогаешь ему подняться... Но спортивная агрессия и человеческая агрессия -- это две большие разницы. Поэтому я сразу сказал: чем больше вы будете бить русских, которые любят Латвию не меньше вас, тем сильнее они становятся. Ну нельзя провоцировать людей!
С максимализмом по жизни
-- До книги у вас был фильм, который тоже был встречен в штыки...
-- Фильм был прекрасный. Но когда после начала войны на Украине я сказал что-то не по сценарию, то есть не то, что нужно было сказать, фильм испоганили. Стали брать на улицах интервью у людей, которые мне завидуют и говорят обо мне гадости. Знаете, есть такая поговорка: «Лучшее блюдо для латыша -- это другой латыш». К сожалению, это правда.
-- Не жалеете о том, что из-за того, что вы говорите «не по сценарию», у вас становится меньше фанатов, поклонников?
-- Нет, те люди, которые не должны быть со мной, исчезли. А те, кто понимает меня и думает так же, как и я, остались рядом.
Меня часто спрашивают: «А если бы ты вернулся на два года назад, ты сказал бы что-то другое?» Я отвечаю: нет, потому что тогда я предал бы себя. А нет ничего хуже предательства.
Да, многим не нравится то, что я говорю, включая нашего нынешнего президента. Но как можно молчать, когда происходят ужасные вещи? Прежде всего для латышей. Посмотрите, как мы живем! Покупаем продукты втридорога, электричество и тепло у нас тоже втридорога... Зайдите в аптеку в Латвии и зайдите в Германии. Там лекарства в три раза дешевле, чем у нас, хотя зарплаты намного выше. Самое унизительное, когда начинают трогать пенсионеров и детей, которые не защищены.
-- У вас очень активная жизненная позиция. Вас волнуют цены, тарифы, настроения людей, судьба русских в Латвии. В этом вам помогает бойцовский характер?
-- Я максималист. Если куда-то иду, то иду до конца. Представьте ведро с белой краской, в которое капнули одну каплю черной. Уже не тот цвет, правда? Но если снять сверху черную грязь, то краска останется белой.
Я побывал во многих странах, объездил практически весь мир. К слову, в свое время мне предлагали российское гражданство, чтобы я боксировал за Россию. Но я не согласился. Потому что я люблю свою страну. Именно страну, а не политиков. И мне хочется, чтобы в Латвии были хорошие дороги, хорошие зарплаты, чтобы в моей стране была достойная жизнь...
Полторы гантели
-- Почему вы вдруг решили написать книгу?
-- Два года назад я познакомился с Александром Васильевым. Книга -- это наш совместный проект. Я думаю, что книга куда важнее, чем фильм. Сейчас у нас вся жизнь сосредоточена в телефонах. Но вот закончилась зарядка -- и все! А книгу можно всегда взять с полки и почитать. Я не только свою книгу имею в виду. (Улыбается.)
-- Ваша книга, в которой вы обобщили жизненный опыт за десятилетия, начинается с картинок из детства. Если бы сейчас в зал вошел 13-летний Майрис Бриедис, что вы ему сказали бы? Какой совет дали бы на будущее?
-- За свою жизнь я прочел немного книг, и это мне минус. Поэтому точно дал бы совет: побольше читать. Выступая в школах, я всегда говорю о том, что спорт и книги -- это слагаемые успеха. Мне довелось беседовать с пятью миллионерами, и оказалось, что каждый из них учился в спортивном колледже. Спорт дал им дисциплину, стойкость, силу -- не только физическую, но и моральную. Это как ветер, который раздувает огонь. Но к спорту необходимо добавлять книги, учебу.
Сейчас я учу английский язык, потому что в детстве его не учил, и мне это обходится в 600 евро в месяц. А куда без английского? Конечно, латышский язык тоже классный. Но это секретный язык -- кроме Латвии, его нигде не знают.
Да, мы не можем изменить то, что было. Зато в наших силах изменить то, что будет. Никогда не поздно начать что-то прямо сейчас. Покончить с нездоровым образом жизни и начать заниматься спортом. Полюбить книги, начать учить языки и так далее.
-- Как спорт вошел в вашу жизнь? И почему именно бокс?
-- Уже в 12 лет я стоял у зеркала и качал бицепс. Два года я жил в деревне с бабушкой. У нее были советские гантели из чугуна, с ними я упражнялся каждый день. А потом бабушка как-то неаккуратно переставила гантель, уронила, и она сломалась. Осталось только полторы гантели... Я очень переживал.
Бокс я выбрал потому, что хотел быть сильным, и это был правильный выбор. Этот вид спорта делает мужчину мужчиной. Впрочем, не только бокс, но и кикбоксинг, и вообще все боевые искусства. Тот, кто не знает, что можно получить по башке, будет тянуться к свечке как ребенок. Пока не обожжется -- не поймет.
-- Верите ли вы в судьбу?
-- Я часто ходил рядом со смертью или она ходила рядом со мной. Например, помню, как прыгал с моста высотой с шестиэтажный дом. Когда мы с Александром писали книгу, я встал этот на мост... Сейчас я ни за что с него не прыгнул бы! А тогда если б упал на полметра ближе к берегу, то сломал бы руки-ноги.
Я гонял на мотоциклах со скоростью 160 км в час. Сколько раз бывало, что в трех сантиметрах пролетал мимо машины. Я верю в то, что у меня сильный ангел-хранитель, который все это время стоял со мной рядом -- не только на ринге, но и за рингом.
И снова в бой
-- Есть ли у вас перед боем какой-то специальный ритуал?
-- Перед каждым боем мы с командой идем в храм Всех Святых и получаем благословение от батюшки, чтобы Господь дал нам не только физическую силу, но и духовную.
-- А обереги или медитацию используете?
-- Оберег у меня только один -- нательный крест, который меня защищает. Все остальное, что вы видите на мне -- колечки, цепочки, фенечки, -- это подарки моей жены. Она верит в то, что в камнях есть сила. А лучшая медитация для меня -- вы будете смеяться -- это косить траву. Мозг отключается полностью. А еще я медитирую во время бега -- такие светлые мысли в голову приходят! Но останавливаешься -- и все забыл!
-- К какому спортивному событию вы сейчас готовитесь?
-- 18 мая я встречусь на ринге с экс-чемпионом в тяжелом весе Джеем Опетаей. Это будет матч-реванш (первый бой между Бриедисом и Опетаей состоялся в июле 2022 года в Австралии; тогда Опетая победил. -- Прим. ред.). И если мне удастся выиграть бой, то я в четвертый раз стану чемпионом мира.
-- От души вам этого желаем и держим 18 мая за вас кулаки!
х х х
Есть ли жизнь после спорта?
Книга «Майрис Бриедис. Есть ли жизнь за гранью спорта?» написана Александром Васильевым, директором международного общества «Балтийский форум», на основе интервью и частных бесед со знаменитым спортсменом.
-- Я знаю Майриса два года. Особенно плотно мы общались, когда он готовился к политическому поприщу. Между нами возникла высокая степень доверия, и когда Майрис предложил сделать совместный проект, я согласился, -- рассказывает Александр Васильев. -- Майрис предложил написать книгу-исповедь. В ее основе лежала серия интервью, в которых мой собеседник говорил не только о своих успехах, но и проблемах, в частности о токсикомании, из-за которой он потерял год. Нам было очень интересно работать, потому что Майрис прекрасный рассказчик.
Я надеюсь, что эта книга будет интересна читателю. Во-первых, самой личностью ее героя. Во-вторых, не может не вызывать интереса и тот вызов, который сейчас стоит перед Майрисом: ему скоро 40 лет, спортивная карьера завершается и начинается новый жизненный этап.
Чем наполнить жизнь после спорта? Своими планами Майрис делится с читателями. У него есть два примера: Майк Тайсон и братья Кличко. Тайсон доживает свою жизнь по инерции, засвечиваясь разве что в скандалах. А братья Кличко, с которыми Майрис знаком 15 лет, не остановились на достигнутом: Владимир защитил кандидатскую диссертацию, Виталий стал мэром Киева.
Может быть, Майрис найдет себя в тренерской работе? Уйдет в бизнес или политику? Или вернется на службу в полицию, где прошел путь от постового до капитана? В любом случае, я уверен: ему удастся реализовать себя.
Елена СМЕХОВА
ФОТО ЛЕТА и из Фейсбука