Довольно непривычно видеть вас в роли чиновника — еще в этом году вы выступали на соревнованиях. Что подтолкнуло вас к такому решению?
Когда стало ясно, что мы с братом (в последнее время А. Самойлов выступал в паре со своим братом Михаилом — прим. ред.) не попадаем на Олимпиаду в Париж, я решил, что пора как-то менять свою жизнь.
Я человек амбициозный и считаю, что человек должен постоянно развиваться, идти вперед, расти. Узнав, что есть вакантная должность в департаменте спорта, я подумал, что это именно то место, где я со своим опытом и знаниями мог бы быть полезен. Ведь я всю свою жизнь посвятил популяризации спорта. При этом моя профессиональная спортивная жизнь не окончена — министерство разрешило мне совмещать работу в департаменте с профессиональной карьерой.
Какие приоритеты у вас на новой должности?
Главный приоритет для меня — спорт для детей и молодежи. В нашей стране дети ведут слишком малоподвижный образ жизни, они мало занимаются спортом, у многих лишний вес. Согласно статистике,
один раз в неделю тренируются только 39% наших детей, в то время, как в Дании, например, этот показатель куда выше — 75%. Недельную норму занятий спортом у нас выполняют только 25% мальчиков и 17% девочек.
Если мы говорим о том, что главный приоритет страны сейчас — безопасность, то о какой безопасности может идти речь, если наши дети не могут пробежать 1 километр?
Как же это можно изменить?
Развивая новые, близкие к молодежной культуре виды спорта, организовывая спортивные мероприятия — все это поможет вовлечению молодежи в спорт.
Но достаточно ли у нас спортивной инфраструктуры?
Это серьезный вопрос, который не решается за один год. Уже сейчас реализуется ряд проектов, которые обеспечат Латвию спортивными сооружениями мирового класса, соответствующими самым высоким международным стандартам. На этой неделе будет сдан в эксплуатацию стадион «Даугава», в октябре ждем открытие Холла спортивных игр. В последнее время я много поездил по Латвии и увидел, как за последние 20 лет улучшились спортивные залы в школах — никакого сравнения с тем залом, в котором тренировался в своем детстве я.
Как сейчас обстоят дела в спортивной школе Мурьяни?
Самый первый мой телефонный звонок после утверждения в должности главы департамента спорта был директору Мурьянской спортивной школы. Мы с ним встретились, обсудили текущие финансовые проблемы, которые там в последние годы росли, как снежный ком. Моя задача — разобраться, почему сложилась такая ситуация. Мы рассмотрели все пункты, где мы могли бы сэкономить и найти дополнительное финансирование.
А сколько вообще денег дадут спорту в новом году?
В бюджете на следующий год предусмотрена сумма в 55 миллионов. В этом году бюджет был 51 миллион плюс 4 миллиона на проведение чемпионата Европы по баскетболу.
Проблема в том, что многие спортивные организации привыкли полностью зависеть от государственного бюджета
и не делают ничего для привлечения частного сектора или международных фондов — они просто ничего об этом не знают и никак не используют такую возможность. Моя задача — изменить эту ситуацию.
По Латвии прокатилась серия громких скандалов, связанных с домогательствами. В них фигурировали и спортивные школы. Что вы об этом думаете?
Это очень большая проблема. У меня самого двое детей, и я не могу себе представить насилие в их адрес. Я надеюсь, что эта ситуация заставит нас сделать серьезные выводы, чтобы предотвратить подобное в будущем. Должны быть утверждены новые стандарты, которые определяют это направление. Тут многое зависит от подготовки тренеров. Федерации должны лучше общаться со спортивными педагогами. Но и, конечно, важны отношения детей с родителями — насколько они доверительны, насколько дети могут быть откровенными.