При этом достается и представителям титульной нации - тем, кто не ведется на провокации и проявляет толерантность к соотечественникам. Например, известный карикатурист Гатис Шлюка изобразил их в виде коврика («подстилками»). А ставшие уже притчей во языцех активисты дерусификации (такие как Лиана Ланга) нападают и на людей, которые дают интервью на русском языке.
Ассоциированный профессор Латвийского университета Кристине Дупате комментирует press.lv ситуацию как эксперт в вопросах враждебных высказываний и дискриминации.
- Ясно, что враждебные речи, направленные именно против людей, живущих в Латвии и говорящих на русском, заметно усилились с началом войны в Украине. Как понять, является ли это враждебным высказыванием или нет? Это может быть просто эмоциональным высказыванием на общем напряженном фоне. Но нельзя, чтобы критика в адрес России, которая ведет войну, распространялась на всех простых людей, использующий русский язык в общении, тем более, живущих в Латвии. Они-то здесь ни при чем.
Об этой даме - Лиане Ланге, которая в своей защите латышского языка уже дошла до фанатизма, вообще говорить нечего – она, на мой взгляд, нуждается в серьезном лечении. И со мной согласны многие представители интеллигенции, которые не раз отмечали, что это уже явный перебор. Что касается этой карикатуры с ковриком, «говорящим» на двух языках – «PaldiesПожалуйста», то здесь явно прослеживается проявление ненависти - человек, готовый говорить на русском, изображается подстилкой. Сложность в том, что наказать за такого рода враждебные речи довольно проблематично, поскольку, по латвийским законам, за такие преступления можно привлечь только к уголовной ответственности, административного наказания за такое наш закон не предусматривает – то есть оштрафовать не могут. А на практике, чаще всего, на уголовную статью не набирается, то есть до уголовного наказания такое правонарушение не дотягивает. В итоге виновный уходит от ответственности: штрафов за враждебные речи нет.
-Так в чем же дело – почему законодатели не работают?
- Работают, в частности, юрист и депутат Сейма Андрей Юдин постоянно пытается внести поправки в закон, чтобы можно было наказывать и административно. Многие другие авторитетные лица, в частности, омбудсмен Латвии, тоже не раз указывали на то, что в стране должна быть введена и административная ответственность за разжигание ненависти. Но пока дальше разговоров дело не продвинулось.
Я заметила, что если такие речи направлены против русскоязычных, то порой им не придают должного внимания. Но так быть не должно! В нашей демократической стране отношение ко всем жителям должно быть равнозначным. Специальных исследований на этот счет не проводилось, но любой живущий в Латвии, подтвердит, что повышенная враждебность в отношении русскоговорящих действительно ощутима.
- Как же русскоязычным людям в такой ситуации постоять за себя? Есть какие-то другие способы защиты от проявлений ненависти и враждебных высказываний? Или же остается просто не обращать внимания?
- Думаю, что выход есть - люди, имеющие авторитет в обществе, публичные лица, не должны молчать – стоит активнее писать заявления в правоохранительные органы – путь берутся за такие дела и работают! Если не ошибаюсь, Лиана Ланга тоже попала в поле зрения Службы госбезопасности – за враждебные высказывании в адрес русскоязычных ее уже вызывали на беседу.
Прим.ред. По информации новостного агентства BNN, заявление на разжигание вражды между представителями разных национальностей со стороны Лианы Ланги в Службу безопасности подал лидер партии «Латвия на первом месте» Айнар Шлесерс. Попросил правоохранительные оценить ее действия в публичной среде. Жалоба также была подана Генеральному прокурору, директору Бюро защиты Сатверсме (SAB) и начальнику Службы безопасности (VDD).
- Многие люди уже отчаялись добиться какой-то справедливости и даже не пытаются жаловаться на разжигателей. Глядя на то, как таким как Ланга все сходит с рук, многие даже не начинают бороться.
- А вот это зря! Поскольку она уже переходит всякие границы. Можно писать и омбудсмену. Но это настолько не популярно в нашем обществе, что действительно, редко кто пишет. Кроме того, многие должностные лица не хотят идти «против народа», в итоге мы имеем то, то имеем.
- Но в обществе, в оправдание таких нападок, на представителей русскоязычных часто приходится слышать: ну, так что вы хотите, Путин напал на Украину, вот нам всем и приходится терпеть…
- Ну, это никуда не годится! За чьи-то действия не должны страдать неповинные люди в другом государстве. Но с чем приходится сталкиваться на практике – это то, что у полиции в целом, и у Службы безопасности очень низкие возможности. Не хватает ресурсов на раскрытие реальных преступлений, поэтому для расследования виртуальных нарушений руки не доходят. Поэтому пострадавшим от таких нападок не стоит надеяться на то, что «полиция сама заметит и примет меры» - нужно писать заявление самим. И чем больше таких заявлений будет, тем больше шансов, что внимание обратят, и виновные будут призваны к ответственности.
Часто так называемые профессиональные провокаторы могут завуалировать свои речи так, что, на первый взгляд, в них вроде бы ничего нет, однако в подтексте кроется враждебный смысл. Чтобы в этом разобраться, инспектор полиции должен быть тщательно подготовлен. На деле так бывает далеко не всегда. Ведь далеко не всегда в комментариях пишут такие прямые и однозначные призывы к насилию, как , к примру, «всех перестрелять». Чаще эти призывы завуалированы, и тем сложнее их распознать. Так что во втором посте Ланги «вроде бы ничего такого не написано», но сам контекст этой записи – проявление враждебности. Поэтому, оценивая такие посты, следует воспринимать их так, как их воспринимает рядовой обыватель.
- Как вы в целом оцениваете ситуацию? Справляются наши правоохранительные органы с проявлением вражды?
- Ситуация в этой сфере в Латвии печальная. На мой взгляд, у нас не справляются ни с проявлениями дискриминации в адрес женщин, ни с враждебными высказываниями в адрес представителей ЛГБТ, ни в адрес русскоязычных. Работы у них столько, что они просто не берутся защищать от нападок русскоязычных. Нехватка ресурсов и возможностей полиции многое объясняет, но от этого, как говорится, никому не легче. Поэтому я призываю представителей русской интеллигенции, живущих в Латвии, русской общины не молчать, а взять на себя миссию защитить остальных, подавая заявления в полицию и омбудсмену.
Есть еще одна неприятная тенденция: во всех конфликтах, в которых с началом войны в Украине замешаны украинцы и русскоязычные жители Латвии, априори принято оправдывать украинцев и винить русских. Общество, особо не разбираясь, становится на сторону украинцев. Считаю, это в корне несправедливо! И среди русских, и среди украинцев есть самые разные люди. Поэтому нельзя так примитивно подходить к решению таких конфликтов.
К сожалению, есть еще недобросовестные блогеры и журналисты, которым больше подходит определение «журналюги», которые делают такие вбросы и раздувают такие конфликты на пустом месте, - чего-то не доскажут, где-то преувеличат, в итоге горячая новость готова. А люди, не зная контекста и обстоятельств, бросаются комментировать, в силу своих стереотипов, не выбирая выражений и расклеивая ярлыки. И никто потом не докапывается до истины – было или не было, - людям это уже неинтересно. Прокомментировали и дальше побежали.
Ясно ведь, что и украинцы тоже разные. Я довольно тесно контактировала с ними, - и убедилась - точно такие же люди, как и все мы. Точно также совершают ошибки и не всегда справедливы. Но мы готовы априори обвинить в таком конфликте русскоязычного, даже не разобравшись, что в корне недопустимо в демократическом обществе. А если что-то идет в разрез с нашими установками, мы еще и сердимся. Так что все это очень грустно. Тенденции в сфере разжигания ненависти в нашем обществе таковы, что особо порадовать нечем.
- Какой выход вы видите?
- Конечно, бороться с проявлениями враждебности по национальному признаку следует продолжать. Но, по большому счету, эта проблема в Латвии сойдет на нет, увы, только после смены поколений. Сейчас же наблюдаю, что даже люди, имеющие в друзьях русских, часто попадают под влияние стереотипов и, то и дело позволяют себе оскорбительные высказывания типа «все они одинаковы» и т.п. Многим даже не приходит в голову подумать, а как воспримет такие речи твой друг или знакомый? И, если ты с ним дружишь, значит, не все «такие», какими ты их вообразил.
А что сейчас происходит в отношении курьеров из Индии и других южных стран! Я сама видела, как местный житель, причем человек солидных лет, напал на этого индуса, просто проезжавшего мимо на велосипеда, выражал недовольство и кричал вслед какие-то оскорбления. Это очень печальная тенденция.
Кстати, и в частном секторе закон запрещает проявлять враждебность в сфере, которая касается получения товаров или услуг. Так, к владельцам ресторанов не позволительно не пускать в заведение представителей какой-либо национальности или расы, по своему усмотрению, на основании, личной неприязни. Это недопустимо. Это нарушение Закона о защите прав потребителей. Не может владелец ресторана не пустить кого-то в свое заведение на основании нежелательной национальности.
-Куда жаловаться на проявления враждебности?
- В полицию, в Службу безопасности, в прокуратуру. В Бюро главного правозащитника страны, которое может дать свое заключение, есть ли там состав преступления, а с ним уже человек уже может отправиться в суд. Можно обратиться в Объединение свободных профсоюзов Латвии, где также есть возможность предоставить услуги юриста.