Происходящее на юго-востоке Украины вооруженное противостояние не является гражданской войной, считает украинский журналист с радио «Эра», по совместительству сотрудница Польского института и посольства Польши в Киеве Елена Бабий. Своим видение ситуации на и вокруг Украины она поделилась в интервью с порталом Ves.lv.
«В Украине нет гражданской войны. Гражданская война – это когда группы граждан одной страны воюют между собой. У нас не группы граждан одной страны воюют между собой. У нас завезённые иностранные граждане, граждане соседней страны России расстреливают мирное население Украины или же воюют с украинской армией, которая вынуждена очищать свою территорию от иностранного интервента», - сказала Бабий.
По ее словам, солдаты украинской армии не бегут на территорию России.
«На территорию России бегут российские же солдаты, которым пообещали большие деньги, платят большие деньги за то, что они будут воевать в Украине. Они приезжают в Украину, воюют, но поскольку идет антитеррористическая операция (АТО), их оттесняют, и они для того, чтобы спасти свою жизнь, пытаются бежать обратно в Россию. Но их не пускают обратно в Россию, их расстреливают на границе. Там очень много трупов, которые даже не убирают, они лежат и гниют в поле. Там масса людей – не украинских граждан. Безусловно, есть часть украинских граждан – небольшая – которая, разумеется, поддерживала в свое время красивые лозунги об отделении областей, но сейчас мирные люди, которых расстреливают из «градов», они бегут в другие области, и в Киеве сейчас я не знаю, сколько миллионов живёт, потому что... Просто Киев летом обычно – отпускной период, Киев свободный, свободное метро, свободный транспорт. Сейчас в Киеве все переполнено, потому что очень много приезжих с востока. Они бегут», - сказала Бабий.
Информацию об огромном потоке донбасских беженцев на территории Украины она считает недостоверной.
«Я не знаю о большом количестве беженцев на территории России. Насколько мне известно – это единицы, но я понимаю, что российское телевидение раздувает: если приезжает десять человек, они показывают, что приехала тысяча человек. Но мы не удивляемся», - сказала Бабий.
На предположение о том, что и украинское телевидение может давать необъективную картину происходящего, Бабий ответила:
«Да, нет. Я живу в Киеве и смотрю, что происходит вокруг. Я анализирую ситуацию, а сейчас, отдыхая здесь в Латвии, я имела возможность посмотреть российские каналы и то, о чем они говорят, это не соответствует вообще действительности. Ну, даже приблизительно не соответствует действительности».
На вопрос, что ее возмутило больше всего, Бабий ответила:
«Ну, меня многое что возмутило. Меня, например, возмутило то, что операцию антитеррористическую, когда людей просто спасают от военизированных боевиков, называют карательной операцией. Меня возмущает то, что очень часто поднимается вопрос о вроде бы как угнетении русского языка, чего никогда не было, нет и не будет. У нас никогда ни русскоязычные, ни русский язык не угнетались. У нас пресса в достаточном количестве есть и украиноязычная, и русскоязычная, и англоязычная. Мы многонациональная страна, у нас на многих языках можно и говорить, и писать, и учиться. Пожалуйста. У нас масса есть школ национальных меньшинств – болгарских, татарских... В Киеве две гимназии с русским языком обучения, несколько школ с русским языком обучения. Кроме того, у нас [в Киеве] две польские школы, еврейская школа, несколько школ религиозного направления. Пожалуйста, люди, которые хотят учиться в русской школе, могут учиться в русской школе, кто хочет учиться в украинской, учится в украинской...».
Информация об АТО, поступающая из российских СМИ, по утверждению Бабий, абсолютно неверна. В частности, информация о том, что украинская армия из артиллерии и при помощи авиации с использованием фосфорных бомб расстреливает жилые микрорайоны городов.
«Это всё выдумки, хотя бы потому, что в Украине никогда не было фосфорного оружия. Оно есть только в России. Это оружие, которое запрещено международными стандартами. Это известно. Такого оружия просто у нас нет. Кроме того, расстреливают в основном из установок «Град». Опять таки, это российские установки. У нас нет в Украине ни одной установки «Град». Мы их не выпускаем, не закупаем...», - сказала Бабий.
На предположение, что установки «Град» могли достаться Украине в наследство от советских времен, она повторила:
«У нас их нет. Просто их нет. В армии их нет. Вы, конечно, можете пообщаться на эту тему с кем-нибудь из военных. Разумеется, я не военный эксперт, но, насколько мне известно, у нас нет этого вида оружия. Кроме того, находят огромные арсеналы, например, гранатометов российского производства».
Какой-то особый факт обнаружения такого арсенала Бабий в память не врезался.
«Мне врезался в память очень хорошо факт, когда в Крыму так называемые зеленые человечки появились, которые называли российских солдат зелеными человечками. И когда там парню задали вопрос – ребята вы откуда? – он совершенно открыто говорит: «Ну, мы из России». Это же понятно. Парень такой внешности монголоидной.
С деятельностью блогера Анатолия Шария по разоблачению фейковых новостей, которыми переполнены СМИ, освещающие события на Украине, Бабий не знакома.
«Мне это имя вообще ни о чём не говорит. Я впервые его слышу», - сказала она.
Примеры его деятельности не произвели на нее впечатления.
«Мне трудно сказать, что на снимках, которые я не видела. Но могу сказать, что из ничего не происходит войны, не происходит того, что у нас сейчас в стране творится на юго-востоке страны. Вот еще один такой интересный факт. Завозятся люди в большом количестве, которые занимаются, как бы это сказать, не разведкой... Они осматривают территорию. Очень много на юге, на юго-востоке, очень много в городах появляется, ну так называемых чужих людей, которые приезжают с целью просто, э-э-э узнать побольше о городе. Вот, например, такой пример. Моя коллега-партнер вызвала такси в Одессе. Приезжает таксист и говорите ей: «Вы мне скажете, куда Вас нужно отвезти, потому что я в Одессе первый день, мне нужно побольше узнать о городе, узнать где здесь что находится, поэтому Вы мне подскажите». И таких случаев масса. Ну, как это так – человек первый день в городе, и он устроился работать таксистом? Не кажется ли это странным?», - недоумевает Бабий.
На вопрос, почему война между Украиной и Россией, если это война, ведется на сравнительно ограниченном участке территории Украины, тогда как всё остальное пограничье Украины и России не затронуто военными действиями, Бабий ответила:
«А потому что вся Украина Путину не по зубам. Просто не по зубам. Во-первых, уже с четверга – уже пять дней назад, получается – введен третий этап санкций, достаточно жестких. И на самом деле сами россияне посчитали – я это смотрела по российскому каналу здесь – что порядка 200 миллиардов российская экономика понесет убытков из-за этих санкций (200 млрд в какой валюте, Бабий не уточнила – Ves.lv). Деньги решают всё. К сожалению. Просто это так называемая, как ее называют, гибридная война – то есть как бы нет открытого вторжения, открытого объявления войны, но война идет. А открытого не будет и быть не может, потому что просто мировая общественность этого не допустит, я думаю. Потому что никому не нужна крупномасштабная война в центре Европы. У нас уже была Югославия, но Югославия – это одна маленькая страна, а Украина – это одна из крупнейших стран Европы».
Указание на возможную заинтересованность США и Евросоюза в затягивании и эскалации конфликта на Украине в связи со снятием эмбарго на поставки Киеву военного оборудования и технологий Бабий прокомментировала следующим образом:
«Дело в том, что в Украине на самом деле очень заинтересован Евросоюз и в Украине очень заинтересована Россия. Наше беда в том, что мы находимся в таком положении между ЕС – такая, так называемая буферная зона – и Россией. Мы уже вышли из СНГ. Это известно и планировалось, очень хотели, чтобы Украина вошла в Таможенный союз, но этого, разумеется, не случилось и не случится. Мы подписали уже ассоциацию с ЕС, и это на самом деле очень беспокоит нашего восточного соседа».
Говоря о выгодах сближения с Евросоюзом, Бабий сказала:
«Это нам даст свободное передвижение по Европе, прежде всего. Это самое главное. Нам даст экономические какие-то пользы. Например, цены в большинстве стран ЕС значительно ниже, чем в Украине».
Соглашение об ассоциации с ЕС, по мнению Бабий, прежде всего открывает шлюзы для украинских товаров. Квоты на ввоз украинских товаров в ЕС не помешают торговле ими. От более конкретного разговора об экономической составляющей соглашения об ассоциации Украины и ЕС Бабий уклонилась.
«Мне трудно сказать – я не экономист. Но на самом деле для меня конкретно, прежде всего, самое главное – это свободное передвижение по Европе в будущем и отсутствие границ. Для меня это очень важно. Я очень свободолюбивый человек, и я не терплю каких-либо ограничений», - подчеркнула в интервью порталу Ves.lv Бабий.
Она не согласна с тем, что «буферное» положение Украины между ЕС и Россией является не бедой, а преимуществом и обладает большим потенциалом для Украины, которым нужно только воспользоваться.
«Как же можно воспользоваться этим потенциалом, если мы хотим с Россией дружить, а Россия с нами воюет? Так, как же этим можно пользоваться? Я ничего не имею против России и россиян...», - возразила Бабий.
На вопрос, на каком основании она утверждает, что Россия воюет, если война не объявлена и вторжения нет, Бабий ответила: «Но люди гибнут! Я утверждаю на том основании, что ежедневно гибнет несколько десятков человек. То есть, на мой взгляд, в мирное время не гибнет несколько десятков человек от пулевых ранений».
В свою очередь, на вопрос, почему она отметает вариант гражданского противостояния, Бабий сказала: «Потому что его нет. Люди приезжают. Никаких ополченцев нет. Есть военизированные боевики. Нет никаких ополченцев».
Вопрос, как пришлые боевики могут держаться в незнакомой местности без поддержки местного населения, Бабий встретила ответом:
«Поддержка местного населения была вначале. Теперь ее нет, потому что в мирных граждан стали стрелять. Ее уже нет. Я общаюсь с жителями Луганска, Донецка, Краматорска. Нет ополченцев. Есть террористы, которые стреляют в мирных людей».
В истории со сбитым над территорией Украины малайзийским «Бойнгом» для нее всё ясно.
«Ну, какое может сложиться мнение, если сбили самолет на высоте 2000 метров (sic!). Сбили, конечно же боевики. Сбили ракетной установкой (это всё отснято), в которой недостает одной ракеты», - сказала порталу Ves.lv Бабий.
В достоверности своих сведений она не сомневается, хотя и допустила, что могла ошибиться с высотой, но которой был сбит самолет.
«Кроме того, что я журналист, я еще работаю в посольстве Польши в Украине, и у меня есть доступ к источникам информации самым разнообразным. Я смотрю польские каналы, читаю польскую прессу. Мои коллеги, кто владеет английским языком, читает англоязычную мировую прессу. У нас есть доступ. У меня подруга в Англии живет, мы регулярно общаемся», - пояснила Бабий.
Меры безопасности, которые предпринимаются Нацгвардие в «освобожденных» от ополченцев населенны пунктах Донбасса, Бабий считает оправданными:
«Если на улицах происходят операции с использованием огнестрельного оружия, то, разумеется, что граждан оповещают, что нужно поменьше выходить на улицу, чтобы не подвергать их жизнь опасности».
С освобождением совсем не обязательно должно прийти умиротворение.
«Масса людей, которых называют ополченцами, они просто, поняв, что происходит, что они проиграли, они просто залегли на дно. Вот и всё. Но оружие-то осталось. Оружие-то не сдано», - пояснила Бабий.
Роль «Правого сектора» в событиях на Украине преувеличивается, полагает Бабий.
«Вам известно, сколько народа в «Правом секторе»? 200 человек. Весь «Правый сектор» – это 200 человек. Вот, в «Правом секторе» – 200 человек. Если 200 человек могут представлять угрозу для 43-миллионной страны, как считают, то меня это, по крайней мере, удивляет», - сказала порталу Ves.lv она.
В Коммунистической партии Украины, по ее словам, состоит 30 000 человек, и запретить КПУ надо потому, что «на руках Коммунистической партии очень много крови»: «Крови украинской, еврейской, русской. Очень много крови. Вы знаете такую фразу – расстрелянное возрождение? Вы знаете, что у нас в 1930-е годы было уничтожено 98% украинской интеллигенции? 98 процентов! Я вам могу назвать имена трех десятков украинских писателей, которые были расстреляны в 30-е годы».
Партия Петра Симоненко, по словам Бабий, имеет отношение к упомянутым событиям уже потому, что она носит название коммунистической.
«Но в данном случае КПУ запрещена не потому, что она коммунистическая партия, а потому, что найдены факты финансирования террористов. Конкретно партия Симоненко финансировала террористов», - добавила она.
О демонстративных пытках с участием лидера Радикальной партии, народного депутата Украины Олега Ляшко в качестве «дознавателя» Бабий ничего не знает.
«Ляшко пытает?! Вы что смеётесь? Вы что смеётесь? Честно говоря, я впервые об этом слышу. Возможно вы видели, может быть, киномонтаж. Я обычно такие вещи отслеживаю, потому что по специальности я киновед. Очень хорошо могу определить кадр оригинальный или постановочный. На самом деле Ляшко, мне кажется. Больше клоун, нежели какой-то там трибун и лидер. Вот и всё».
Существование частных, финансируемых отдельными лицами, в том числе олигархами» батальонов, по мнению, Бабий оправдано тем, что «во времена Януковича» была развалена и разграблена армия:
«Когда мы оказались в такой ситуации, ничего не оставалось, как создавать всё заново. И, с одной стороны, добровольцы идут защищать свою землю, а, с другой стороны, им надо покупать бронежилеты, их надо кормить, их надо устраивать спать. Правда? Им надо дать оружие. Нужно каким-то образом содержать людей. Которые воюют. Люди, которые имеют деньги, имеют возможность платить им даже зарплату».
«Моральные качества» Игоря Коломойского Бабий предложила не обсуждать, поскольку «это его частное дело». О том, что частные вооруженные формирования могут использоваться их владельцами не в государственных, а в частных интересах, она не думает. Использования олигархами своих личных вооруженных сил для борьбы и захвата власти Бабий не допускает.
«Они прекрасно понимают, что если они таким образом, с помощью батальона захватят власть, их не примут и не признают в мире, а для олигархов очень важно быть признанными», - сказала порталу Ves.lv она.
Возможную параллель с событиями 22 февраля, когда переворот с участием вооруженных людей был моментально признан легитимным странами Евросоюза и США, Бабий отвергает.
«У нас не было переворота, совершенного с помощью вооруженных людей. У нас в Киеве погибло 130 человек. Которые были расстреляны снайпером с крыш на улице Институтской патронами вот такого размера (показывает – Ves.lv). В феврале мы поняли, что переживали герои булгаковской «Белой гвардии», объясняя друг другу, как безопасно перемещаться по городу, чтобы не попасть под обстрел с крыш. Мы это пережили. Мне не нужны никакие следствия, никакие поиски фактов. Я очевидец этого. Я это видела своими глазами», - сказала она.
На вопрос, кто руководил стрельбой снайперов, Бабий ответила незнанием.
«Трудно сказать, кто им дал команду стрелять. Это неизвестно. Но снайперы были, и они расстреляли мирное население. Идет следствие. Следствие длится. Все представители нынешней власти там тоже находились. Трудно сказать. Но, судя по тому, что после того, как постреляли снайперы, на следующий день оказалось, что сбежала вся верхушка тогдашней власти – сбежали все, то есть не осталось никого. Я как сейчас помню. Выходные дни, собралась Верховная рада и думает, что делать – из страны сбежала вся верхушка. В конституции не прописано, как себя вести в такой ситуации? Верховная рада – единственная оставшаяся в стране на тот момент легитимная власть – решала целый день, что делать? Она назначила правительство, приняла какие-то решения, и мы стали потихоньку выгребаться, как мы думали, из этого кризиса. А произошел практически сразу после этого Крым, а дальше конфликт на востоке. Вот», - сказала Бабий.
Назначение на пост премьер-министра Арсения Яценюка, имя которого в качестве главы правительства было названо в разговоре посла США на Украине и представителя Госдепа США, не кажется ей странным.
«Яценюк – очень талантливый экономист. Он очень много лет занимается экономикой. И в данном случае, мне кажется, его голова нужна для того, чтобы он, может быть, помог решить какие-то вопросы. Мне совершенно не кажется странным. Мне не кажется странным, что его друг Андрей Дещица, бывший посол Украины в Финляндии, был назначен и.о. министра иностранных дел, потому что это очень опытный человек – я знаю его лично», - сказала порталу Ves.lv Бабий.
По ее словам, он не слетел с поста, а просто новый президент Петр Порошенко «назначил много новых людей на новые должности». Напротив, Бабий показалось бы странным, если бы «в нынешней ситуации вдруг стали бы менять премьер-министра»: «Зачем? У нас выборы через два месяца. Через два месяца мы выберем новый парламент и будет сформировано новое правительство».
В истории с «отставкой» Яценюка Бабий не видит ни манипуляции парламентом, ни шантажа парламентариев.
«На самом деле меня очень удивляет, что вы, мне кажется, преувеличиваете влияние Соединенных Штатов в нашей стране. Соединенные Штаты – это всего лишь наш далекий политический партнер. Всего-навсего. Они не имеют никакого, какого-то серьезного влияния в Украине. Это миф, придуманный российскими СМИ. Вот и всё. Просто миф в стиле советских карикатур про США, угнетающих Никарагуа, Афганистан или Гондурас. Это всего лишь борьба за мировое влияние большой и очень мощной станы Россия и большой и очень мощной страны Соединенные Штаты Америки. Вот и всё», - заключила Бабий.