
Я получил письмо от незнакомого мне человека по имени Давид Штубрин.
Он предлагал встретиться, потому как обладает альбомом старинных фотографий, случайно попавших ему в руки… Мы договорились. Встретились.
И так получилось, что кроме знакомства с альбомом, я, наконец, познакомился с историей одной весьма позитивной картины, написанной в Риге. Которую, казалось бы, знаю давным-давно и в мельчайших деталях…
Художник Гельберг
Художник Семен Аронович Гельберг родился в 1913 году в Днепропетровске. Закончил Минский архитектурный институт. В 1941 г. добровольцем ушел на фронт. Служил на ладожской ледовой трассе, именуемой Дорогой Жизни.

Был одним из создателей именно ледового участка фантастической магистрали. А потом -- ответственным за работу этого участка в течение двух тяжелейших блокадных зим… Когда лёд сходил (а в 1942 году он сошёл только в начале мая!) участвовал в строительстве портов на Ладоге... Общее количество грузов, привезённых в Ленинград по Дороге Жизни составило 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.
Большая часть архива Семена Гельберга теперь хранится в музее-диораме, посвященной прорыву блокады Ленинграда. Архив состоит из двух частей -- документальной и изобразительной. Это записные книжки, письма, карты и схемы, отражающие военные будни Дороги Жизни, а также многочисленные зарисовки, сделанные с натуры.
Дневниковые записи Семена Ароновича потрясают! Рисунки тоже не оставляют равнодушными, потому как сделаны они всего в нескольких метрах от трассы, на морозе, на веру, на планшете, лежащем на колене…









После войны кавалер двух орденов Боевого Красного знамени, капитан второго ранга Гельберг жил в Риге. Он – родной отец Давида Штубрина, волею обстоятельств носящего фамилию не отца, а матери. Отец много и плодотворно работал. Здесь, в Риге, в 1950 году им и была написана самая знаменитая его картина «Друзья мира».

Она хранится в Художественном музее, очень редко вынимаемая из запасников…
С плохих картин копии не пишут
А знаменитой картину «Друзья мира» сделали советские художники-копиисты. В частности мастера кисти из студии военных художником имени М.Б.Грекова, а также безвестные солдатики, призванные из художественных академий и вузов, которые массово копировали произведения советского соцреализма, которые затем вывешивались в Домах офицеров, клубах, санаториях, столовых…
Именно в полковой лётной столовой в Калининградской области я эту картину хорошо рассмотрел, потому как три недели трижды в день сидел напротив неё… Рассмотрев, по некоторым нюансам понял , что это копия. Потом видел её же в разных гарнизонах Подмосковья, всякий раз удивляясь разнообразию творческих манер копиистов… Например, на одной из копий были всё те же лётчики, но все они были почему-то выходцами с Кавказа...

Оригинальная картина, в общем и целом хорошая, позитивная, в ней нет ничего надуманного. Сидят в рижском парке боевые пилоты, прошедшие войну, радуются мирной жизни, солнечному денёчку и малышке, играющей с голубями… Не факт, что у кого-то из них такая же малышка и с женой вместе не погибли в оккупации…
На картине много интересных правдивых деталей. Про одну из них я узнал из интернета, где картину разбирали специалисты. Один из низ отметил такую деталь. После войны очень многие офицеры ушли в отставку. А так как страна жила бедно и с одеждой была напряжёнка, то многие из отставников продолжали носить военную форму, что создавало некую неразбериху: когда человеку нужно -- он военный, когда не нужно -- он уже в отставке…
Дабы избежать этого, где-то в 1947 году был издан приказ, согласно которому те военнослужащие, которые уходили в отставку, были обязаны на конце погона носить поперечный шеврон. Потом эти, в общем-то унизительные, шевроны отменили. Но именно такую «жёлтую метку» мы видим на картине у крайнего справа офицера…
Давид провёл меня по своим запасникам, показал некоторые работы отца.


Напомнил вот об этой картине (я потом нашёл её не очень хорошее изображение в интернете).

Я эту картину не знал. Мне она тоже очень понравилась. В ней ощущается сила тех, кто «пол Европы прошагали, пол Земли » и стоят, такие уверенные в своей правде, на левом берегу Даугавы, любуясь освобождённой от фашистов Ригой….
Вот. А потом мы с Давидом вернулись к тому, за чем он меня позвал -- раскрыли альбом со старинными фотографиями начала прошлого века…












