Старейшая в Риге гостиница для животных Zoo Hotel в этом году отмечает свой 20–летний юбилей. Ведущий кабачка "7 секретов" решил заглянуть в нее, чтобы пообщаться с постояльцами, а также с работниками и администрацией. Ехать из Задвинья, где расположена редакция нашего еженедельника, пришлось прилично — аж до железнодорожной станции Шкиротава. Хорошо, что неподалеку ходит 15–й троллейбус. Затем еще нужно было пересечь рельсы и пройти небольшой кусок. Впрочем, мне повезло: я увидел джип, из окна которого выглядывала огромная собачья морда.
Интуитивно я понял, что иду в правильном направлении. И вскоре уже стоял перед воротами. С другой стороны, место для столь необычного отеля, конечно, просто идеальное: никто из соседей не будет ругаться, что ему мешает лай беспокойных постояльцев. А тут гавкай хоть целый день — все равно никто не услышит. Понятное дело, меня встретил не просто лай, а настоящий собачий "оркестр". Клиенты в "нумерах" заливались вовсю. Каждый, наверное, думал, что это пришли за ним. Впрочем, довольно быстро местный "народ" угомонился, когда понял, что я вовсе не чей–то хозяин, а всего лишь журналист.
Кому — рай, кому — казенный дом
Конечно, сюда от хорошей жизни не попадают. Да и кому приятно, когда тебя сдают в "казенный дом". С другой стороны, часто песики и прочие братья меньшие попадают на Шкиротаву как раз от хорошей жизни своих хозяев, которые, поднакопив деньжат, решают смотаться отдохнуть на заграничный курорт. В общем, в какой–нибудь райский уголок. Но песика с собой не возьмешь. Что делать? Хорошо, если имеются родные, друзья или знакомые, которые готовы приютить четвероногого приятеля. А если нет? Тогда приходится идти на жертвы. Ведь и для владельца это стресс. Не говоря уже о его домашнем питомце.
Кстати, я тоже оказывался в такой ситуации: нужно было срочно уехать на пару дней. Спасибо знакомому ветеринару, который приютил моего шелтика Рокки. Правда, ему пришлось все это время тусоваться среди пациентов клиники. Но в гостинице, конечно, намного удобнее, поскольку здесь созданы все условия для полноценного времяпровождения. С постояльцами даже гуляют сколько положено. Благо рядом расположен большой участок. А чересчур агрессивных клиентов выводят на специально огороженную площадку. Благодаря особым переходам от вольеров все происходит даже без контакта с персоналом.
Шера осталась довольна
Между тем появился строитель Айгарс с огромной Шерой. Именно эта дама с клыками выглядывала из окошка джипа, послужив мне указателем верного направления. "Шера — мешаный мастифф. Выведена для охоты. А в давние времена в Америке с помощью мастиффов ловили беглых рабов–негров", — поведал со знанием дела Айгарс. По его словам, ему срочно нужно уехать в командировку в Вентспилс.
— Я уже пользовался услугами этой гостиницы. Шера была тут четыре дня. Никаких жалоб нет. По собаке было видно, что она всем довольна. Ее тут кормили, выгуливали. До этого как–то оставил Шеру у знакомых. Так она у них ничего не ела, — пояснил словоохотливый владелец.
Хоть я и не беглый негр, но старался держаться от Шеры подальше. Однако Айгарс меня успокоил. "Она не кусается. Обычно в помете так и бывает: один щенок самый добрый. Вот именно такой нам и попался", — отметил хозяин, который постоянно посматривал на часы, поскольку его уже ждали в Вентспилсе. Тут из здания вышла работница гостиницы Елена. Ого, знакомые все лица! Дело в том, что Елена Кустова — хозяйка домашнего зоопарка в Кенгарагсе. "7 секретов" не раз писали и о ней, и о ее воспитанниках. Как оказалось, она начала работать в этом отеле уже давным–давно. С учетом ее отношения к братьям меньшим я уже не сомневался, что постояльцы действительно окружены вниманием и заботой.
Чем круче, тем дороже
Кустова быстро оформила для Шеры все необходимые документы. Предварительно нужно было предъявить ветеринарную книжку с прививками. Можно было выбрать "номер" либо в помещении, либо на улице. Все зависело от того, к чему привык хвостатый клиент. За проживание Шеры в дворовом вольере взяли 8 евро за сутки. Это уже включая еду. В общем, очень даже недорого. Как выяснилось, гостиница для животных одновременно может принять до 30 постояльцев, включая кошек и прочих домашних питомцев. Кроме ежедневной уборки, "номера" не только приводятся в порядок, но даже дезинфицируются после каждого клиента.
— В прошлый раз я нагрянул неожиданно, — рассказал Айгарс, пока шло оформление документов. — Они не знали, что я приеду. В вольере было чистенько, опрятно. Пайка вся съедена. Моя Шера потом ничем не заболела. В общем, напишите, что все тут и впрямь зашибись. То есть у меня не было никаких претензий. Поэтому я снова и привез свою 8–летнюю девочку к ним. Цены тут вполне демократичные. Я узнавал. В других местах берут намного больше. От 15 евро и выше. Сейчас ведь в Риге полно гостиниц для животных. Кое–где просят — вы не поверите! — аж 200 евро в сутки. В этом случае рядом будет сидеть специальный работник — зооситтер.
По словам столь осведомленного гражданина, в некоторых отелях условия проживания намного лучше, чем у иных рижан. Новые шикарные клетки, роскошный ремонт. Сразу видно, что все очень дорогое. Отсюда и соответствующие расценки. "Но зачем мне все эти красоты? Номер с телевизором Шере точно не нужен. Да, вы не смейтесь, есть и такие предложения. Но это для силиконовых фифочек с маленькими собачками. При мне одна спросила: "Подстилочка плюшевая? А у вас National Geographic показывают? Это ее любимый канал!"
Мурзик и Джесика, Бони и Клайд
Елена Кустова подчеркнула, что все животные постоянно обеспечены свежей питьевой водой, а еду им дают согласно графику, согласованному с владельцем. Ведь у каждого домашнего приятеля своя индивидуальная диета. В одном из уголков стояла клетка, в которой тусовалась белая крыска по кличке Лариска. Внутри домика у нее были все "навороты", в том числе колесо для пробежек. Кошачьи номера оборудованы домиками, деревцами для точки когтей, а также полочками для лазанья и лежания. В этом отельном уголке меня встретили Мурзик и Джесика. Они радостно замяукали.
Чуть дальше расположился котик Бони. А внизу, оказывается, лаял Клайд. Они из одного дома. Хозяевам пришлось уехать на несколько дней. Интересно, что в гостинице сейчас проживает даже годовалый енот Куби. Настоящая экзотика! "Ты мой сладенький… — начала приговаривать Елена Кустова, бросая ему мячик. А потом пояснила: — Куби очень нравится целоваться и играть!" Красавчик моментально забрался по сетке под самый потолок, словно обезьянка. Его очень сложно было сфотографировать, поскольку он ни секунды не оставался на одном месте.
Президентский люкс
— К нам постоянно привозят самых разных необычных созданий природы. И шиншилл, и попугаев, и морских свинок… Мы принимаем абсолютно всех. В том числе даже слона! Конечно, если он у кого–то проживает. От величины зависит и стоимость проживания. Скажем, какого–нибудь кроху, который мало ест, мы возьмем всего за 2,5 евро в сутки. Некоторые приходят со своим кормом, ведь бывают аллергичные животные, а также те, которые привыкли к своей пище. Кое–кто требует особого подхода. За "президентский люкс" с диваном мы берем десятку, — пояснила с улыбкой Елена.
По ее словам, цены в шкиротавском отеле действительно низкие, поскольку хозяйка Юлия Ширмане ориентируется не на богатую, а на самую демократичную публику. "К нам порой привозят животных, хозяева которых попали в больницу или даже умерли. И тогда гостиница выступает в роли приюта. Потом домашнего питомца пристраиваем в новые руки. Подаем объявления в Интернете. Или действует сарафанное радио…"
Мне повезло. Тут как раз появилась хозяйка — Юлия Ширмане. Кстати, мамочка четверых детей. По образованию она зооинженер. Сначала закончила техникум, а затем Елгавскую сельскохозяйственную академию. О собаке мечтала с детства.
Посопротивлявшись, родители сдались — в доме появился беспородный щенок по кличке Джин. С него начался интерес к тому, что позже переросло в дело всей жизни. Юлии запомнились слова старшего брата: "Собаковод — это не профессия, а состояние души". Кстати, я обратил внимание на девиз отеля: "Собака — единственное существо в этом мире, которое любит тебя больше, чем себя самого".
— Эта территория на улице Крустпилс досталась мне по наследству от отца, у которого тут был свой автосервис, — рассказала "7 секретам" хозяйка. — Он открыл его в 90–е кооперативные годы. Но я ведь не буду заниматься машинами. Мне нравится возиться с животными, поэтому фирму перепрофилировала на то, что всегда любила. Еще в 1981 году я вступила в клуб "Мой друг", где моим наставником стала знаменитый кинолог Сталина Ефимовна Мининзон, которая и вдохновила меня на создания этого уголка природы. У нас тут имеется даже своя тренировочная площадка.
Сама я освоила азы собаководства, дрессировку. Работала вожатой служебных собак в питомнике МВД. Потом даже была конвоиром в тюрьме, где моими помощниками также были собаки. А сейчас наша фирма предоставляет охранные услуги с помощью дрессированных клыков. Есть у нас и свое зоотакси, ведь у многих порой возникают проблемы с перевозкой животных. В обычное такси их зачастую просто не хотят брать. Мол, потом весь салон будет в шерсти. А еще у нас работает парикмахерская. Приходит специалист по стрижке и укладке. Иные хозяева специально привозят своего любимца к нам, чтобы мы привели его в надлежащий порядок.
Мой адрес — не дом и не улица…
По словам Юлии, некоторые люди, увы, поступают безжалостно. Они привозят собаку или кошку, а потом пропадают. После чего оказывается, что и телефон выдуманный, и адрес вымышленный. А бывает, что просят подержать пожизненно. Тут, конечно, речь идет о старых животных.
Многие песики очень привязаны к своим хозяевам. Они могут сутки напролет стоять на задних лапах, ожидая, когда же их заберут обратно. Плачут, скулят, ничего не едят. Порой по 5 и более дней. Причем это относится не только к маленьким породам, но и к большим — овчаркам, ротвейлерам. Им ведь не объяснишь, что хозяин скоро приедет. Они думают, что от них решили навсегда избавиться. И тут на помощь приходят работники, которые беседуют с постояльцами "за жизнь", развлекают их всячески. Помогают и прогулки, и разные вкусняшки. Постепенно клиент успокаивается. И даже начинает кокетничать. А потом привязывается. И уже… не хочет уезжать.
Эти глаза напротив
Конечно, за 20 лет у хозяйки гостиницы накопилось немало жизненных историй. Так, в свое время привезли бультерьера по кличке Цера. Владельцы затеяли двухнедельный ремонт, который затянулся до самой зимы.
— Сначала он жил в сентябре в вольере, потом мы перевели его в дом. А вскоре стали замечать, что с ним что–то случилось. Он отказался от пищи. Все время лежал. Мы подумали, что пес заболел. Вызвали одного ветеринара, другого, третьего, но все в один голос заявляли, что он абсолютно здоров. И анализы у него были в порядке. В общем, был сделан вывод, что Цера — симулянт. Он специально прикинулся больным, чтобы к нему приехали хозяева.
И, кстати, он своего добился–таки. Владельцы действительно его навещали. Причем порой дважды в сутки. Представляете? Это весьма характерный пример, который показывает, о чем на самом деле думают собаки. Они ведь очень умные. Причем симуляция началась ровно через две недели. Словно Цера знал, на сколько именно его первоначально решили оставить. А когда через полмесяца его не забрали, он решил прикинуться больным.
Другой случай. Приехала пожилая пара из Даугавпилса. Они отправились на месячный отдых в юрмальский санаторий. А таксу оставили. Через месяц они встретили свою любимицу жутко обиженной. Это было видно по ее мордочке. Она ее отвернула. На физиономии читалось: "Как вы только могли такое придумать, чтобы бросить меня на целый месяц!" Конечно, хозяева не могли поступить иначе, поскольку им не с кем было оставить ее в Даугавпилсе. Путевка–то уже была заказана. Я до сих пор помню хитрые глаза бультерьера и обиженное "лицо" таксы, — улыбнулась Юлия.
С юбилеем!
Март ДМИТРИЕВ.
27 августа 2015. №34