Наша газета побывала в доме, где вырос 25–летний Эдгар Рейнфелдс, погибший 21 ноября под завалами в торговом центре "Максима".
Ступени зрелости
Торжественное прощание с тремя бойцами Государственной пожарно–спасательной службы, погибшими при исполнении своих должностных обязанностей, состоялось в среду, 27 ноября, в Домском соборе. В последний путь героев проводили коллеги — пожарные–спасатели, сотрудники других силовых структур и просто рижане. Ровно в полдень раздались многочисленные сирены, которые включили на выстроившихся вдоль перекрытой набережной 11 Ноября машинах различных служб. На антеннах автомобилей были повязаны черные ленточки. Многие мужчины в погонах плакали…
Командир 5–й части Рижского регионального управления ГПСС капитан Вилнис Штейнитис был похоронен на кладбище в Клапкалнциемсе, пожарный–спасатель 1–й части Рижского регионального управления капрал Сергей Ижик — в Вецумниекской волости, а дежурный 1–й части Рижского регионального управления старший лейтенант Эдгар Рейнфелдс — в Букайши Терветского края, в 100 км от Риги. Родные и близкие погибших попросили СМИ их не беспокоить в эти скорбные часы. В субботу родственники отмечали девятый день, когда души усопших покидают нашу грешную землю и предстают перед Господом.
Мы встретились с родными самого молодого погибшего — 25–летнего Эдгара Рейнфелдса — в воскресенье, на десятый день после трагедии. Он вырос в самой обычной типовой девятиэтажке в отдаленном районе Риги. Казалось, пользующаяся дурной славой Москачка должна была на него плохо повлиять. Но парень отлично учился в родной 25–й средней школе. Потом успешно окончил колледж пожарной безопасности и гражданской защиты в Кенгарагсе. Затем поступил в Рижский технический университет по специальности "инженер пожарной безопасности".
А вскоре упорный парень поступил в магистратуру РТУ по специальности "защита труда". Учеба и здесь ему давалась легко. А все благодаря способностям. Вся жизнь, казалось, была впереди. У него и впрямь было все, что нужно, чтобы чувствовать себя счастливым: любимая семья, любимая работа, любимая женщина. Его подруга Ивета Ворза работает начальником кафедры в пожарном колледже. Именно там они и познакомились.
Эдгар пошел в пожарную службу вовсе не случайно. Его отец, Арманд Рейнфелдс, тоже был пожарным. И тоже геройски погиб. Он скончался вскоре после пожара в больнице, надышавшись вредных газов.
К сожалению, государство никак не отметило его заслуги. Но главное, что Эдгар им гордился, пошел по его стопам. Погибшего отца парню заменил дедушка Владимир, который сам прослужил пожарным 25 лет. "Лучше бы я там погиб!" — утирая слезы, сказал в сердцах Владимир. Он показал фотографии внука. Рядом — его армейское фото. Удивительно, как Эдгар похож на деда. Невероятное горе переживает и бабушка Аустра Жарикова. Она помнит каждое мгновение жизни, которое она провела с Эдгаром. "Вот здесь он ползал на коленках, когда был маленьким… А здесь он сидел…" — рассказала она в слезах, показывая на место рядом с собой на диване.
Боевая подруга
По словам бабушки, Эдгару повезло, что он встретил Ивету. "За три года я не припомню ни одного случая, чтобы они поссорились. Они все делали вместе. Готовили на кухне, ходили за покупками в магазин, занимались спортом. Вместе заботились за двумя кошками, которых обожали. Одно бедное и несчастное животное они взяли больным из приюта. Эдгар заботился о нем, как о маленьком ребенке".
А еще рослый парень занимался штангой. Ему нравилось ходить в спортивный зал. Казалось, все Эдгару было по плечу. Кто бы мог подумать, что в наше мирное время может случиться такая беда…
— Их отрывали 7 часов! — рассказала Ивета. — Потому что на них упали огромные тяжеленные балки. Эдгар получил самые большие травмы. Почему так долго вытаскивали? Очень сильно завалило. Ко мне на кладбище подошел командир со словами: "Извини, не смог сберечь…" Представляю, что тогда чувствовали сами спасатели, когда увидели, что обрушилось на их коллег. Они ведь все вместе. Это одна большая семья. Эдгар, как и его отец, очень любил свою работу. Отправлялся на нее действительно, как на праздник. Причем никогда не отсиживался за спинами товарищей, всегда старался быть на передовой.
Он откровенно радовался, когда они выезжали на задание. Ему нравился адреналин, который у всех появляется во время выполнения опасных заданий. В такие минуты он больше думал не о себе, а о других. Уверена, когда он попал в "Максиму", то позабыл обо всем на свете. Им двигало только одно — желание спасти людей. Я точно знаю: если бы у него была вторая возможность оказаться в том опасном месте, он и тогда бы не отступил. Такая у него была натура. Думаю, он не случайно там оказался. Он осознанно отдал свою жизнь за людей.
По словам Иветы, люди со стороны даже не могут себе представить, как пожарные–спасатели держатся друг за друга. Каждый может положиться на своего товарища в трудную минуту. А иначе нельзя. Ведь они, выходя на смену, всякий раз рискуют своими жизнями. "Мы с ним понимали друг друга с полуслова. Хотели пожениться. Но не успели… Он многому меня научил. Скажем, управлять машиной. Под его руководством я рулила на летном поле в Румбуле. Теперь эти воспоминания останутся со мной навсегда…"
— Почему мы его похоронили в Букайши? Там наше семейное кладбище, — рассказала бабушка. — Я сама родом из тех мест. У нас там был хутор. На том кладбище похоронены и мои родители, и три брата. В общем, все наши родственники. И мы с дедом Володей знаем, что тоже там будем: ляжем по сторонам от Эдгара. Так его и похоронили, оставив для себя места. Ведь рано или поздно будем покоиться все вместе. Знаете, это сильно успокаивает. Поэтому мы и отказались хоронить внука на Лесном кладбище, как нам предлагали. Да, это престижно. Но у себя все равно лучше…
Бабушка отметила, что они перезванивались с внуком каждый день. Но 21 ноября звонка не было. "Я тогда пошла в парикмахерскую, чтобы сделать прическу, поэтому было не до телевизора. И тут вдруг позвонил 11–летний внук, сын моей второй дочери. "Мама просила, чтобы ты включила телевизор…" И назвала канал. "А как мама?" — я поинтересовалась. "Она какая–то странная…" — уклончиво ответил внук и снова настойчиво попросил включить телевизор. Тогда я что–то почувствовала и позвонила невестке. Но она меня успокоила: "Не волнуйся…" Сама ничего еще не знала…
"Когда ко мне домой приехали наши ребята пожарные, я сразу поняла, что с Эдгаром что–то случилось…" — поведала Ивета, которая больше не могла сдерживать рыдания. Я решил, что лучше беседу прекратить. Уж слишком свежа память о погибшем близком человеке. Но уже сегодня ясно: погибшие — действительно герои, достойные наивысших наград. Очень хочется верить, что страна о них не забудет. Кроме того, наверное, ребята достойны и того, чтобы их именами назвали улицы.