«До этого главой ЦИК был Арнис Цимдарс на протяжении двух десятков лет. При нем прошло много разных выборов разного уровня, но таких скандалов не случалось. А когда он ушел, появились новые люди и начались проблемы. Мне кажется, здесь дело не в заговоре, не в подтасовке, а в человеческом факторе», — прокомментировал скандал с не проштампованными и потому не учтенными конвертами главный редактор газеты «Сегодня» Андрей Шведов.
По его мнению, более полутысячи конвертов, которые нельзя учесть по вине избирательных комиссий, — это достаточно крупный прокол, чтобы усомниться в том, справилось ли руководство Центризбиркома со своей задачей.
«В частном секторе руководителя проекта, который не справляется со своими задачами, обычно заменяют», — заметил он.
Другой участник «Открытого вопроса» Имант Фредерик Озолс признал, что беспокоит даже не сам факт ошибки, а то, как нее отреагировала Центральная избирательная комиссия (примерно никак не отреагировала).
«Я не могу судить, насколько не подсчитанные голоса повлияли бы на исход выборов. Но с другой стороны, сам факт, что 600 с лишним человек идут на выборы (а ведь мы все время жалуемся, что такая низкая активность избирателей), а потом оказывается, что их голоса не стоят ломаного гроша, — вот то, что меня удивляет.
И вся коммуникация ЦИК построена таким образом, что, мол, ничего ведь не произошло. Как это не произошло?! Я понимаю мысль, что результат выборов из-за этих голосов не сильно-то поменялся бы. Но тут более 600 избирателей не могли изъявить свою волю, а вам кажется, что тут «ничего такого»? Вся жуть этой ситуации не в том, как эти конверты повлияли на результат, а то, что это не кажется неприемлемым», — заявил он.
По словам журналиста, на политическом уровне эта ситуация тоже не получила никакой внятной оценки, хотя определенно должна была. По крайней мере, Сейм должен был рассмотреть ситуацию, необходимо было ее тщательно изучить и сделать реальные выводы (возможно, в том числе и в отношении вовлеченных должностных лиц).
«Я не знаю, должна ли была последовать отставка, выговор, но ясно, что это нельзя оставить без внимания и реакции. Это ведь более 600 избирателей, это вопрос демократии», — считает И. Ф. Озолс.
Отсутствие реакции, по его словам, может иметь какие угодно последствия: от усиления апатии избирателей до их мобилизации на следующих выборах.
«Для определенной части общества этом может стать сигналом о том, что политическая элита никоим образом не заботится о справедливости. И это при каком-то раскладе может повлечь любые варианты. Хотя и не прямо сейчас», — заключил он.