Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Сб, 14. Декабря Завтра: Auseklis, Gaisma

«Жаловаться грех, — говорит актриса Елена Нетёсина, — где родился, там и пригодился!»

Актриса Елена Нетёсина родилась в Риге, училась в Санкт-Петербурге и Москве, а с 2012 года работает в Даугавпилсском театре, где сыграла уже в 14 спектаклях.

В 2015 году Лена стала лауреатом театральной премии Латвии Spēlmaņu Nakts («Ночь лицедеев») в номинации «Лучший дебют года» за роли Девочки (спектакль «У нас все хорошо», режиссер Луцина Сосновская) и Анютки (спектакль «Темные аллеи», режиссер Георгий Сурков).

«Жаловаться грех», - говорит Елена и перечисляет, на кого жаловаться действительно никак нельзя. На Мариану в «Тартюфе», Машу в «Чайке», Офелию в «Гамлете», Софью в «Горе от ума», Принцессу в «Голом короле» и Джейн Эйр в «Джейн Эйр»... Елена снялась в десятке фильмов и снимается до сих пор. В 2008 году это был сериал «Я лечу», в 2009-м - артхаусная лента Светланы Проскуриной «Перемирие», а недавно - латвийский Homo Novus.

Куда отпускают мамы

- Я не собиралась быть актрисой и хотела стать учительницей, как бабушка, мама, тетя. Практически за компанию поехала поступать в ЛГИТМиК. Просто когда училась в школе, год занималась в рижской театральной студии у Виктора Янсонса. И он уговорил родителей отпустить меня в Питер, даже отдельно встречался с мамой. Потому что мама была очень против.

- Стало быть, педагог в вас очень верил.

- Ну да. Зато сейчас говорит: это же какая ответственность! У человека, может быть, какая-то другая судьба была. Ясно ведь, что профессия актера очень шаткая, непонятная, незащищенная, зависимая...

- ...красивая, захватывающая, приподнимающая человека над остальными.

- Ну хорошо, поступила я в ЛГИТМиК, а через год ушла. Просто это был экспериментальный курс, нас учили и актерскому мастерству, и телевизионной журналистике. А делать репортажи с места происшествия, брать интервью - совсем другая профессия. Это не мое.

И потому занимаюсь актерством - вот это мое! Я люблю четвертую стену. Знаете, как говорят: не хочешь работать - сделай хобби своей профессией. Это мой вариант. В театре все в удовольствие - наступает усталость, но другая усталость.

Путешествие по Карамзину

- Так вот, в мае я уехала из Питера и уже в июле поступила в московское Щукинское училище. Это было мое решение - приехать в Москву. В ЛГИТМиК меня как бы пнули: ты должна, ты талантлива! А в Щукинском я была одной из самых работящих на курсе, потому что поняла, что надо учиться, что просто так ничего не получится. И после окончания пошла в магистратуру - на кафедру джаз-танца. А потом осталась в Москве, работала в антрепризе с актерами Театра им. Вахтангова. Снималась в кино...

- Театральные актеры снимаются в кино. Но ведь киноактер тоже представитель другой профессии - правда, не до такой степени, как журналист или тамада.

- Работа над образом, наверное, та же самая, другая скорее манера подавать: в театре все должно быть крупно, а тут достаточно поднять бровь. Этому учат во ВГИКе. А в «Щуке», к сожалению, не учат держаться перед камерой. Или проходить кастинги.

- Но это не помешало вам попасть, например, в команду сериала «Я лечу» и сыграть чудесную Машу Капустину.

- В год съемок сериала грянул кризис, и за меня уже нужно было доплачивать как за иностранного работника. Почему я не пошла в театр там, в России? Потому что пришлось бы менять паспорт. И все равно я там еще продолжала сниматься и из Москвы вернулась только в 2012 году.

А хата не сгорела!

- Когда в Москве работы не было уже совсем никакой, я решила: сгорел сарай - гори и хата. И написала Виктору Янсонсу: «Вам там актриса в Даугавпилсском театре не нужна?» Мы встретились с Олегом Шапошниковым (О. Шапошников - председатель правления театра. - Авт.), и он сказал: «Слушай, возьми вот эту пьесу почитай - «Второй выстрел». А еще я думаю взять тебя на роль Маши в «Чайке».

Я не видела города, не видела театра - поехала туда как приглашенная актриса, и мы сразу начали репетировать. Месяца через два я попала в труппу, а примерно через полгода мне дали квартиру. Прямо как в советское время.

- Как адаптировались?

- Когда приезжаешь в Москву, ты должен доказать, что чего-то стоишь. А в Даугавпилсе была другая фишка: «Из Москвы приехала? Ну-ну. Давай, показывай». И ты понимаешь: с тобой связаны ожидания и реально нельзя ударить лицом в грязь!

Может быть, после Даугавпилса в жизни еще что-то будет. Но пока меня все устраивает. Это мой путь, который совершенно не должен повторять чей-то другой. Я ведь изначально собиралась вернуться: где родился, там и пригодился. Здесь мне спокойно, мне нравится этот ритм жизни. Я не люблю массовых гуляний - это, наверное, у меня после Москвы. Там все было по-другому, все происходило очень быстро. Мне кажется, что я там всю жизнь прожила. Всю!

- Но в Риге тоже другой ритм жизни - не такой, как в Даугавпилсе.

- Когда-то давно мне хотелось работать именно в небольшом городе. Я очень люблю, когда тишь да гладь. Мне говорят: как ты могла уехать из Москвы, это же город возможностей! А кто сказал, что я должна жить в Москве только потому, что это стильно, модно, круто? Мне в Даугавпилсе хорошо. Было бы некомфортно - я там не жила бы.

Что такое гениальный человек

- Одна моя коллега сказала: если придет режиссер, готовый на трудный процесс ради хорошего результата, он возьмет Нетесину. Потому что я спорю. Со мной тяжело работать режиссерам: я что-то доказываю, пытаюсь понять, чего они хотят.

Бывают моменты, когда тебе режиссер говорит: здесь ты должна подпрыгнуть десять раз! А ты не можешь своими нервами к этому подключиться, объяснить для себя это действие и просто технично подпрыгиваешь десять раз. Или: вот здесь ты должна заплакать! Эмоционально ты не можешь для себя это оправдать, и тогда включается техника. Есть техничные актеры, а есть эмоциональные. И если техничность и эмоциональность объединяются в одном артисте, перед вами гениальный человек.

- Назовите гениев.

- Очень люблю Мерил Стрип, я с ней любой фильм буду смотреть. А из театральных актрис я назвала бы Марину Неелову. Она шикарная, просто нереальная.

Есть актеры, которые очень глубоко уходят в образ и там, как Гамлет, с ума сходят. А в Щукинском меня учили становиться другим человеком, оставаясь собой. То есть я ухожу за кулисы, могу там повеселиться, потом вернуться на сцену - зареветь и быть Офелией. Мне совершенно не обязательно перед этим сидеть и себя накачивать.

Без шляпы по жизни

- У людей, которые склонны быть актерами, психика подвижная, а в театральном институте ее раскачивают донельзя. Тебя ломают, и из института ты выходишь с огромным количеством комплексов...

- Получается, чем меньше в вас здорового, цельного человека, тем больше места остается для образа?

- Я вышла из Щукинского училища абсолютно другой: менее доверчивой, более агрессивной, потому что там приходилось себя защищать. Раньше меня ругали, я слушала, а теперь: так, нет, стоп! И я отстаиваю свою точку зрения.

- А к внешности своей как раньше относились?

- Спокойнее. А потом началось: ой, тут что-то лишнее, я не подхожу под какой-то формат. В Москве ведь еще не отошли от типажей - я, например, травести и инженю, так что играть бы мне там не переиграть маленьких мальчиков и девочек. И еще, конечно, в институте тебе прививают чувство вкуса. Читаешь про актеров, актрис и начинаешь что-то на себя примерять, решаешь, как тебе ходить в жизни: в шляпе с пером или с рюкзачком и в джинсах. Я выбрала второй вариант.

Актёр - это матрёшка

- Вот мы репетируем, я Офелия, а потом надо играть комедию Лопе де Веги, и там я девочка-припевочка веселенькая. Я когда готовлю роль, нахожу и запоминаю какие-то опорные пункты: походка, руки, взгляд исподлобья, что за животное этот человек. И тогда переход из роли в роль происходит чуть легче и быстрее.

- Это переход из образа в образ. Но между ними еще и человек. Нужно еще и в себя вернуться, чтобы потом передать следующему персонажу что-то свое. Что, например, в Маше Капустиной было от вас?

- Доброта, которую я тщательно в жизни скрываю.

- Получился открытый, ясный, наивный человек.

- Такой я была до поступления в театральный институт.

- Выходит, актер - это такая матрешка. Он может достать из себя предыдущего человека - Капустину из собственного прошлого.

- В институте меня научили учиться у кого и у чего угодно. Когда не можешь найти образ, идешь учиться на Центральный рынок.

«Я характерная актриса»

- Хромоножку в «Бесах» очень хотелось бы сыграть. Бланш в «Трамвае «Желание»: мне кажется, я подошла к ней близко - еще бы чуть-чуть возраста, опыта. Хотя, в принципе, я и сейчас с удовольствием в этом образе поковырялась бы.

- Взрослеть благодаря роли - это интересно?

- Конечно. Причем когда разбираешь такие роли, сложные психологически, ты пытаешься понять, проанализировать себя. Но даже роль служанки Глаши в «Грозе» я не могу назвать легким опытом: такой характер мне очень сложно понять. Она четко знает, чего хочет, у нее абсолютный в голове порядок.

При этом она вся такая: «О! Чего только на свете-то не бывает, мама дорогая! Пойду всем расскажу». Это совершенно не я. Отрицательные роли тоже всегда интереснее: они более многогранны. Потому что в положительном герое тебе приходится искать что-то отрицательное, но ты все равно не сможешь этого показать.

- Что можно было придумать отрицательного для Капустиной?

- Вот ничего. Поэтому она такой позитивной и получилась - солнечный звездодуй. Но ту же ее наивность тоже можно посчитать отрицательной чертой. Хорошо, пусть не отрицательной, но чем-то дополнительным, создающим объем. Почему я не хочу играть Снегурочку? Потому что это скучно - уж лучше я буду каким-нибудь грибочком.

Я восемь лет проработала на кремлевских елках, и мне всегда доставались зайчики-попрыгайчики: я характерная актриса. В Даугавпилсе я получила роль Офелии: она как бы героиня - но характерная героиня, у нее внутри все время что-то происходит. А в Москве я так и играла бы Пятачка и Малыша из «Карлсона».

Эмоции в подарок

- С вами судьба с любовью обходится?

- Пока меня все устраивает. Единственно, чуть-чуть бы побольше работы! У меня еще очень много энергии, которую можно было бы куда-то деть. Нерастраченной, именно актерской. Но я такой человек - не могу прийти в какой-то театр и сказать: вы знаете, я классная актриса! Возьмите меня... подождите, не уходите, я вам еще спою и станцую!

- Вы сейчас говорите о человеческой скромности. А как скромность сочетается с актерской профессией? И вообще, для чего все - театры, музеи, филармонии? Ведь искусством человека вряд ли изменишь - разве что отвлечешь.

- Когда я думаю о том, что делаю... Я скорее хочу вызвать в зрителе эмоцию. Люди ведь приходят в театр в основном за эмоциями, которые не могут пережить в жизни. Не обязательно добиваться, чтобы зритель прослезился, - пусть в нем возникнет понимание, что жизнь может быть другой. Или что в один момент все может рухнуть и надо ценить то, что есть.

Фото - Джейна САУЛИТЕ.

Ольга БЕЛАЯ.

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Последние десять месяцев в Латвии были теплее нормы

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Предыдущие десять месяцев в Латвии были теплее обычного, и ожидается, что декабрь станет одиннадцатым таким месяцем подряд, о чем свидетельствуют данные Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии.

Читать
Загрузка

«Не хочу такие ЕС и Латвию. Хватит»: известие о том, какой контент ограничит YouTube, вызвало бурю

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

В последние годы все чаще говорится об инклюзивном обществе и все меньше - о здоровом, хорошо тренированном теле, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать

Экс-министр Гиргенс: «Я плачу налоги, призываю платить, а что мне за это будет от государства?»

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

"Каждый человек должен продумать, какова на данный момент ситуация, как себя спасти? Есть группа людей, которая себя спасти уже не может. Большинство из них - пенсионеры, пожилые люди", - сказал в эфире TV24 в программе Preses klubs присяжный адвокат и бывший министр внутренних дел Сандис Гиргенс.

Читать

В воскресенье нас ждет сырость и серость, а в Видземе — сильный снегопад

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Согласно прогнозам латвийских синоптиков, воскресенье будет сырым и серым.

Читать

Хотел помочь маме и устроил ДТП: происшествие в Пурвциемсе

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

В рижском микрорайоне Пурвциемс один молодой человек в условиях интенсивного движения совершил обгон, и кончилось это плохо. Нетерпеливый водитель заехал на встречную полосу и врезался в ехавшую навстречу арендованную автомашину Bolt Drive, но на этом злоключения парня еще не кончились, сообщает программа Degpunktā.

Читать

«Там нет адептов матери Терезы». Почему Израиль провел в Сирии операцию на опережение и чего он ждет?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

С момента падения режима Башара Асада Израиль нанес почти 500 ударов с воздуха, моря и с суши по военным объектам на всей территории Сирии. По данным израильского командования, всего за два дня было уничтожено около 80% сирийского военного потенциала. Израильское руководство явно спешило предотвратить переход сирийского арсенала в руки повстанцев. Но только ли в этом дело?

Читать

«Сами уже не знают, как свою дурь подчеркнуть!» — народ возмущен исправлениями в детской книжке

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Политкорректность достигла новых высот - оказывается, вывалявшегося в саже утенка Тима больше нельзя называть черным, пишет Tautaruna.nra.lv.

Читать