Вопрос о том, так ли это, обычно не возникает. Это принимается как неоспоримая аксиома. Соответственно, все, что появляется в аудиториях первой сотни университетов мира, воспринимается как перспективное, прогрессивное и заслуживающее поддержки. Возможно, так оно и есть, ведь трудно оспорить тот факт, что в этих университетах собраны интеллектуальные сливки человечества.
Если это так, то в чем же проблема? Что вызывает беспокойство? Объясняю. Беспокойство возникает при каждом шаге глобального Запада. Каждый шаг вызывает у человека, обладающего навыками критического мышления, дополнительные вопросы. Какие, например, самые важные проблемы стоят сегодня перед миром: климат, расизм и гендерное неравенство? Да неужели?
Латвия тоже идет по этому пути. Вот свежая новость: чтобы координировать и контролировать выполнение действий, предусмотренных Кабинетом министров, и достижение целей в области энергетики, климата и окружающей среды, премьер-министр Эвика Силиня издала указ о создании Комитета по энергетике, окружающей среде и климату. Я намеренно цитирую сообщение LETA, написанное бюрократическим языком, чтобы вы сами оценили его смысл (или отсутствие такового).
По соседству идет принципиальная, идеологически доктринированная война за территорию (которую стороны считают важной), но западная интеллектуальная элита не воспринимает ее как явление, достойное серьезного интеллектуального анализа. Ну, воюют, как в старые добрые времена, мы то далеко ушли от идеи о важности территорий – это прошлое, каменный век, сегодня уже не актуально. Мы не будем втягиваться в такие архаичные войны - у нас есть другие проблемы. Мы должны блокировать машины «скорой помощи» на улицах и пачкать краской рождественские елки ради будущего планеты. Наше будущее будет определяться количеством скота на фермах и метаном, который они выделяют, а не тем, что Путин живет прошлым.
А раз так, то двух мнений быть не может: российский диктатор Владимир Путин - архаичный отступник, которому сама история уже вынесла окончательный вердикт: «Вы вчерашний день без будущего. Рано или поздно все ваши идеи окажутся на свалке истории. Все ваши попытки вернуть мир на два а то и больше столетий назад исторически обречены». Так что миру остается только ждать ухода динозавра Путина. Это лишь вопрос времени, немножко потерпим - и снова заживем как прежде. Будем блокировать машины «скорой», «отменять» писателей-трансфобов и обливать супом картины Ван Гога.
Но давайте на мгновение представим (понимаю, как придется некоторым напрячься), что это мы заблудились в своем фантасмагорическом мире, мы – а не Путин. Давайте предположим, что очевидное не так уж очевидно. Представим на минуту, что в какой-то момент своего развития цивилизация свернула не туда. Точнее так: она свернула может быть и в правильном направлении, но слишком рано. Преждевременно.
Это как христианство, которое оказалось слишком передовым для своего времени и распространение которого отбросило цивилизацию на несколько столетий назад – в Тёмные века. Древний Рим рухнул, но идеалы христианства (милосердие, сострадание, эмпатия) вернулись спустя столетия и создали ту цивилизацию, плодами которой мы наслаждаемся до сих пор. Сейчас кажется стильным отрицать эту роль христианства в триумфе современной западной цивилизации, но и современный марксизм/прогрессизм также является лишь дальнейшим развитием этой христианской доктрины, отбросив ее трансцендентную составляющую.
Идея та же, что и раньше: стремление к справедливости, равенству и честности. Возникает только один вопрос. Не является ли эта установка снова преждевременной? Не бывает ли так, что люди, живущие в разных условиях, видят вещи по-разному? Вполне возможно, что когда-нибудь, через столетия, чернокожий кениец, пытающийся впарить западному туристу на пляже Момбасы отштампованные в Китае «традиционные масаи» и доктор философии, отучившийся в Йеле, будут смотреть на мир одинаково - но пока это далеко не так.
Я не исключаю (хотя очень сомневаюсь), что марксистский идеал - равноправное общество без сильных и слабых - станет в будущем доминирующей идеологией цивилизации, но пока у него нет почти никаких шансов стать таковой. Хотя бы потому, что большая часть мира, которая с каждым годом становится все более многочисленной, глубоко равнодушна ко всем этим историям о равенстве, толерантности, разнообразии, инклюзивности и прочих "правильных" вещах. Более того. Они непонятны этому миру и вредны с точки зрения выживания социальной группы.
Если я однажды в скобках упомянул, что сам сильно сомневаюсь в будущем триумфальном шествии марксизма, то должен объяснить причину этих сомнений. В моем мировоззрении все развитие цивилизации определяется стремлением индивидов оказаться на более высокой иерархической ступеньке. Получить то, чего нет у других. Быть исключительным. Это желание можно пытаться искоренить и объявить постыдным, но искоренить его невозможно.
Это желание может проявляться самыми разными, а в некоторых случаях даже абсурдными способами. Например, поцеловать ботинок бездомного. Очевидно, что таким образом состоятельный человек, который никогда в жизни не чувствовал себя обделенным, демонстрирует свое превосходство над "бедным черным", у которого на мгновение создается иллюзия, что он "хозяин". На самом деле "целовавший ботинок" после ритуального "утверждения равенства" отправится обедать в модный ресторан в центре города, где оставит несколько сотен долларов, а новый "хозяин жизни" со своим поцелованным ботинком пойдет в местный Lidl за привычными сосисками и вернется в свой квартал с наркодилерами на каждом углу, поскольку полиция старается не появляться там без особой причины.
Главное, что все получат чувство терапевтического облегчения. Состоятельный белый человек утвердится в своей вере, признав свою "историческую вину", преклонив колено перед "жертвой" и совершив ритуальный акт "утверждения равенства". А тот, кому целуют туфлю, в силу своей интеллектуальной узости вообразит, что "справедливость" наконец-то восторжествовала. Наконец-то и он сможет почувствовать себя "белым человеком". Тот факт, что все эти поцелуи туфель являются откровенным актом унижения их носящему, обнародован не будет ни одной из сторон - никому не понравится правда.
Но вернемся к агрессии Путина и климатической комиссии, созданной Силиней. Что между ними общего? Пока Запад с его 15-кратным военным, экономическим и технологическим превосходством погрузился в обсуждение схоластических вопросов, Путин и глобальный Восток/Юг заняты практической политикой. Пока одни ломают копья по поводу Стамбульской конвенции и создают комиссии по климату, другие захватывают новые территории.
Даже в вопросах климата, как показала конференция COP28 в Дубае, Восток/Юг показывает Западу средний палец. Но если это так, то за кем будущее, а за кем прошлое? Этот вопрос остается открытым. Для меня нет однозначного ответа".